учет № 22 24 мая 2012 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галиевой А.С., судей Калимуллина Р.Я. и Хабировой Ф.В., при секретаре Каримове С.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галиевой А.С. гражданское дело по апелляционным жалобам Ефимова И.В. и муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 марта 2012 года, которым постановлено: иск удовлетворить частично. Распоряжение главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 января 2012 года ....р признать незаконным и отменить. В иске Ефимова И.В. к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и взыскании убытков - отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения Ефимова И.В. в поддержку жалобы, объяснения представителя Уполномоченного по правам человека в РТ - ФИО6, не согласной с решением суда в отказной части, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Ефимов И.В. обратился в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании распоряжения главы администрации Вахитовского и Приволжского районов г. Казани ....р от 18 января 2012 года незаконным и отменить; предоставить ему жилое помещение по договору социального найма и взыскать убытки и судебные расходы. Требования были мотивированы тем, что с 23 марта 1989 года по 01 сентября 2004 года истец находился в Нурлатском детском доме Зеленодольского района на полном государственном обеспечении. С 01 сентября 2004 года, поступив учиться в КГТУ им. Туполева в г.Казани, проживал в общежитии дома <адрес>. В октябре 2008 года обратился с заявлением в администрацию района о постановке на учет на получение жилья, однако получил отказ. На основании решения Вахитовского районного суда г.Казани от <дата> был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Распоряжением главы администрации Вахитовского и Приволжского районов РЖ МО г. Казани ....р от 18 января 2012 года бы снят с учета. Истец считает незаконным снятие его с данного учета, в связи с чем предъявил указанные требования. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования. Представитель ответчика иск не признал. Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке. В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного. При этом в апелляционной жалобе Ефимова И.В. указано, что он подлежит обеспечению жильем по договору социального найма и несвоевременная выдача жилого помещения вне очереди нарушает его конституционные права. В апелляционной жалобе администрации выражается несогласие с принятым решением суда как вынесенным с нарушением норм материального права. При этом указано, что истец был снят с учета ввиду отсутствия регистрации в г. Казани. Изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения с исключением из решения суда указания о взыскания с ответчика государственной пошлины. Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно статье 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Как видно из материалов дела, в период с 23 марта 1989 года по 01 сентября 2004 года Ефимов И.В. находился в Нурлатском детском доме Зеленодольского района РТ на полном государственном обеспечении. С сентября 2004 года он учился в КГТУ им. Туполева г. Казани и проживал в общежитии дома <адрес>, имея регистрацию по адресу нахождения детского дома – в доме <адрес> На основании решения Вахитовского районного суда г. Казани от 02 апреля 2009 года Ефимов И.В. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке. В период с 15 декабря 2010 года по 04 декабря 2011 года Ефимов И.В. проходил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время истец работает в ФИО8 и проживает в г. Казани в квартире по найму. Распоряжением главы администрации ....р от 18 января 2012 года истец снят с указанного учета на основании пункта 1 части 3 статьи 56 ЖК РФ. Признавая данное распоряжение незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законных оснований для снятия Ефимова И.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку он относится к категории детей-сирот, закрепленного жилого помещения не имеет, соответственно, подлежит постановке на указанных учет. Отказывая в удовлетворении иска в части предоставления жилого помещения по договору социального найма, районный суд указал, что истец ранее включен в сводный список на получение жилищного сертификата и в будет обеспечен жильем в порядке получения субсидии. Судебная коллегия согласна с данным выводом. Также районный суд взыскал с ответчика в пользу истца в возврат государственной пошлины 200 рублей. Вместе с тем, на основании 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация, являясь государственным органом, освобождается от уплаты государственной пошлины, в связи с чем из резолютивной части решения подлежит исключение указание на взыскание государственной пошлины с ответчика. Доводы апелляционной жалобы администрации о том, что истец обоснованно был снят с учета ввиду отсутствия регистрации в г. Казани – не могут повлиять на правильность принятого решения, поскольку истец постоянно проживает в г. Казани, что сторонами не отрицается, постоянного места жительства не имеет, а в Зеленодольском районе Республики Татарстан зарегистрирован по месту нахождения детского дома, в котором находился на полном государственном обеспечении. Доводы апелляционной жалобы Ефимова И.В. о том, что Исполком должен предоставить ему жилье по договору социального найма – несостоятельны. Согласно статье 8 вышеуказанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Поскольку Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани соответствующими государственными полномочиями не наделен, поэтому предъявление таких требований к нему является необоснованным. Руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Председательствующий: Судьи: