о взыскан зарплаты с учетом район коэфициента



Судья Г.Р. Хамитова дело № 33-2867/2012

учет № 10

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 мая 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Г.А. Романовой,

судей А.С. Гильманова и Р.Р. Насибуллина,

при секретаре судебного заседания Р.Г. Хусаинове,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казен-ного учреждения "Пожарная охрана Республики Татарстан" на решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09 февраля 2012 года, которым постановлено:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Государственного казенного учреждения "Пожарная охрана Республики Татарстан" в пользу Руслана Рустамовича Абдулова <данные изъяты> заработной платы с учетом районного коэффициента.

Взыскать с Государственного казенного учреждения "Пожарная охрана Республики Татарстан" <данные изъяты> рублей государственной пошлины в доход государства.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Государственного казенного учреждения "Пожарная охрана Республики Татарстан" Р.Р. Гимадеева, поддержавшего апелляционную жалобу, и Р.Р. Абдулова, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, также обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

P.P. Абдулов обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Пожарная охрана Республики Татарстан" (далее - ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан") о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента, указывая, что он в течение периода с <дата> по <дата> работал у ответчика на разных должностях, в том числе заместителем директора - начальником отдела кадров, при этом заработную плату получал в размере, исчисленном без применения установленного Приказом Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГКЧС России) от 20 апреля 1993 года №150 районного коэффициента в 1,15.

По приведенным основаниям, P.P. Абдулов просил взыскать с ответчика заработную плату с учетом районного коэффициента 1,15 в размере <данные изъяты>.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан" ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, в частности, что приказом ГКЧС России от 20 апреля 1993 года №150 регулируется оплата труда работников учреждений и организаций, подведомственных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), но не входящих в систему государственной противопожарной службы, тогда как иным приказом МЧС России от 14 марта 2005 года №140, регламентирующим оплату труда работников ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан", начисление районных коэффициентов не предусмотрено.

Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение, неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции по делу.

Согласно абзацу 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Частями 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Установлено по делу, что P.P. Абдулов <дата> принят на работу в ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан" на должность специалиста по кадрам, <дата> - переведен на должность заместителя директора - начальника отдела кадров, <дата> - начальника отдела кадров.

По условиям заключенного между сторонами <дата> трудового договора истцу заработная плата определена в размере <данные изъяты> рублей, а с <дата> (с учетом дополнительного соглашения №1 от той же даты) - в размере <данные изъяты>, состоящих из оклада по Единой тарифной сетке, надбавок за сложность и напряженность, особые условия труда, выслугу лет.

<дата> данный трудовой договор расторгнут по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - вследствие отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных в нем условий.

Удовлетворяя иск P.P. Абдулова и принимая по делу решение о взыскании с ответчика заработной платы с применением районного коэффициента, суд первой инстанции руководствовался Приказом ГКЧС России от 20 апреля 1993 года №150 "О совершенствовании условий оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций, подведомственных ГКЧС России", предписывающим начальникам учреждений и организаций применять к заработной плате работников районные коэффициенты в порядке и размерах, предусмотренных Приложением №5, в том числе, в отношении Республики Татарстан - коэффициент 1.15.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.

Преобразование Государственной противопожарной службы, обусловленное переводом его из системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в подчинение МЧС России, проведено было на основе Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".

В связи с данными преобразованиями новый порядок оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России установлен Приказом МЧС России от 14 марта 2005 года №140 "Об условиях оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России", действующей в настоящее время в редакции приказов МЧС России от 06 ноября 2008 года №664, от 12 сентября 2011 года №506.

В последующем, Приказом МЧС России от <дата> .... введена новая система оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МСЧ России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России.

Названными приказами применение районных коэффициентов, введенных Приказом ГКЧС России от 20 апреля 1993 года №150, не установлено.

Более того, Приказ ГКЧС России от 20 апреля 1993 года №150 содержит примечание, согласно которому в целях применения данного Приказа и Приложений к нему под бюджетными учреждениями, организациями, подведомственными ГКЧС России, имеются в виду штабы и курсы гражданской обороны республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных образований, городов и районов, а также поисково-спасательные службы региональные (территориальные) республик в составе Российской Федерации, краев, областей, Центральный аэромобильный спасательный отряд и центральный аппарат ГКЧС России. Тем самым, действие этого Приказа ограничивается перечнем вышеназванных учреждений и организаций.

В связи с переводом Государственной противопожарной службы в систему МЧС России соответствующие изменения в Приказ ГКЧС от 20 апреля 1993 года №150 не внесены.

Из информационного письма Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - МЧС Республики Татарстан) от <дата> ...., предоставленного суду апелляционной инстанции, видно, что в связи с переходом на новую систему оплаты труда, определяемую на основании Приказа МЧС России от 22 сентября 2009 года №545, по Республике Татарстан до принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан соответствующего решения по государственным (казенным) учреждениям, подведомственным МЧС Республики Татарстан, действие приказа МЧС России от 20 апреля 1993 года №150 распространено лишь в отношении спасателей Поисково-спасательной службы Республики Татарстан при МЧС Республики Татарстан, а также работников Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, тогда как относительно работников противопожарной службы, в том числе и ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан", применяется другой Приказ МЧС России - от 14 марта 2005 года №140.

Такое положение, как поясняется в информационном письме, закреплено в приказе МЧС Республики Татарстан от 22 января 2010 года №30 "О применении приказов МЧС России, регулирующих оплату труда, в системе МЧС Республики Татарстан".

Согласно Уставу в отношении ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан", функционирующего в организационно-правовой форме казенного учреждения, учредителем и собственником имущества является Республика Татарстан, а функции и полномочия учредителя осуществляются МЧС Республики Татарстан, в ведении которого оно и находится (пункт 1.4). При этом само ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан" входит также в структуру противопожарной службы Республики Татарстан (пункт 2.1), а его финансирование осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан (пункт 2.2).

Таким образом, Приказ ГКЧС России от 20 апреля 1993 года №150 не относится к числу правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда работников ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан".

При установленных данных Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Р.Р. Абдулова и взыскания в пользу него с ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан" заработной платы, исчисленной с применением спорного районного коэффициента.

По приведенным мотивам решение суда, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для спора, и с нарушением норм материального права, подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Р.Р. Абдулова.

Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 2), 329, 330 (пункты 1, 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09 февраля 2012 года по данному делу отменить и принять новое решение.

В удовлетворении иска Абдулова Руслана Рустамовича к Государственному казенному учреждению "Пожарная охрана Республики Татарстан" о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента в сумме <данные изъяты> отказать.

Председательствующий

Судьи