О включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии



Судья М.М. Сулейманов дело № 33-4377/2012

учет № 27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей О.В. Вишневской, А.И. Муртазина

при секретаре О.В. Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.В. Вишневской гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 15 марта 2012 года, которым в удовлетворении ее иска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений на жалобу, выслушав объяснения истицы и ее представителя в поддержку жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Имамутдинова Н.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование требований указала, что решением .... от <дата> ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической работы. При этом ответчик включил в педагогический стаж 23 года 3 месяца 19 дней и не зачел период работы с <дата> по <дата> в должности старшего воспитателя на 0,5 ставки и педагога-психолога на 0,5 ставки по совместительству в детских садах <данные изъяты> и <данные изъяты>». По мнению истицы, этот период работы незаконно исключен из периода работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе Имамутдинова Н.Р. просит решение суда отменить, поскольку суд первой инстанции не дал надлежащей оценки представленным ею доказательствам, подтверждающим факт ее работы в спорной период в должности старшего воспитателя на полной ставке. При этом указывает, что формально, в связи с отсутствием в штатном расписании полной ставки старшего воспитателя, она была оформлена на 0,5 ставки старшим воспитателем и 0,5 ставки педагогом-психологом.

Представитель ответчика на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 названного Федерального закона списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением .... от <дата> ответчик отказало Н.Р.Имамутдиновой в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, ссылаясь на отсутствие необходимого 25-летнего стажа ра­боты. В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитан период ее педагогической деятельности в общей сложности 23 года 3 месяца и 19 дней. При исчислении специального стажа работы не были учтены периоды ее работы в качестве старшего воспитателя на 0,5 ставки и педагога-психолога на 0,5 ставки в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, и в <адрес> с <дата> по <дата>

Отказывая в удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данном случае не имеется.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом19 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в пункте 1 раздела «Наименование должностей» предусмотрена должность «педагог-психолог», а в пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены образовательные учреждения среднего профессионального образования, в том числе «колледжи всех наименований».

Однако, согласно пункту 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, работа в должностях социального педа­гога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" спи­ска, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучаю­щихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 разде­ла "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "На­именование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, ну­ждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указан­ных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование уч­реждений" списка.

Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенным психофизическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельностью; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

На сложившиеся спорные правоотношения распространяются положения пункта 11 Правил, являющиеся специальной нормой по отношению к положениям, включенным в пункт 3 Правил, в соответствии с которыми в педагогический стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка. В данном случае пункты 3 и 11 Правил по своему содержанию не противоречат друг другу; напротив, пункт 11 конкретизирует и указывает, в каких именно учреждениях работа педагога-психолога засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п. 4 Правил, периоды выполнявшейся с 01.09.2000 работы в должностях в уч­реждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж при условии вы­полнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабо­чего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных Правилами.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 №191 (в ред. от 09.06.2007 №363) "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических ра­ботников"), старшим воспитателям дошкольных образовательных учреж­дений и педагогам-психологам продолжительность рабочего времени ус­тановлена 36 часов в неделю.

Из материалов дела следует, что истица была принята <дата> на должность старшего воспитателя на 0,5 ставки и на должность педагога-психолога на 0,5 ставки в <данные изъяты> и была уволена <дата>; <дата> - на должность старшего воспитателя на 0,5 ставки и на должность педагога-психолога на 0,5 ставки в <данные изъяты> и была переведена на другую должность <дата> Указанные факты достоверно подтверждаются трудовой книжкой истицы, справками с мест работы, выданными руководителями детских садов, должностными обязанностями, показаниями свидетелей.

Суд первой инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся доказательства, верно пришел к выводу о том, что истицей при осуществлении непосредственно педагогической деятельности не выполнялась норма рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, а ссылка истицы на то, что она, будучи оформленной в качестве педагога-психолога, фактически выполняла функции старшего воспитателя, что означало осуществление ею педагогической работы в должности старшего воспитателя на полной ставки, не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергается, в том числе, свидетельскими показаниями.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истицы в должности педагога-психолога подлежит включению в специальный стаж работы, поскольку в действительности она выполняла работу старшего воспитателя, не может быть принят судом во внимания, поскольку не подтвержден допустимыми доказательствами. Законодатель четко определил перечень должностей, типы и виды образовательного учреждения, работа в которых дает право на назначения досрочной трудовой пенсии, продолжительность рабочего времени.

При таких данных решение суда следует признать правильным, оно вынесено с учетом всех обстоятельств дела и доводов сторон.

Районным судом каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, могущих повлечь отмену решения суда, не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 15 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Имамутдиновой Н.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи