о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца



Судья Кашапов Р.С. Дело №33-5925/12

Учет 54

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 июня 2012 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Губаевой Н.А.,

судей Муртазина А.И., Вишневской О.В.,

при секретаре Гайнетдиновой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Черновой Р. С. ФИО8. на решение Советского районного суда г. Казани от 17 апреля 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Черновой Р.С. к Военному комиссариату Республики Татарстан о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления Черновой Р.С. и ее представителя ФИО8 в поддержку жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Чернова Р.С. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца.

В обоснование заявленных требований указала, что Чернов В.П., <дата> года рождения, является ее сыном. Он проходил военную службу на территории Дальневосточного военного округа, а затем в Пермской области. <дата> года, будучи командиром авиационного звена авиационной эскадрильи 764 авиационного истребительского полка, Чернов В.П. обратился в военный госпиталь г.Перми (войсковая часть 86692), где ему была проведена биопсия лимфоузла в левой паховой области и заподозрено заболевание «лимфогранулематоз». <дата> года ее сын был переведен в ГВКГ им. Бурденко г.Москвы, где был подтвержден указанный диагноз и проведено лечение. <дата> года сын был выписан из данного учреждения в удовлетворительном состоянии на перерыв в лечении. <дата> года был госпитализирован в военный госпиталь войсковой части 74001 г. Казани с вышеуказанным диагнозом, где умер <дата> года. Приказом командира 91 дивизии противовоздушной обороны №.... от <дата> года, ее сын был исключен из списков офицерского состава Вооруженных Сил СССР в связи со смертью, при этом в приказе указано, что смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. Она неоднократно обращалась в ВК РТ с просьбой назначить ей пенсию по случаю потери кормильца, однако в этом было отказано. Истица считает такой отказ незаконным, поскольку имеет право на получение данной пенсии. Просила признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца за умершего сына – Чернова В.П. в размере, установленном законом, и взыскать с ответчика в ее пользу стоимость расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционной жалобе представитель Черновой Р.С. ФИО8 просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. При этом указывает, что Чернов В.П. умер в <дата> году, то есть, до принятия закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», на который ссылается в решении суд первой инстанции. Также указывает, что суд посчитал, что истцом не доказан факт того, что заболевание получено умершим сыном в связи с исполнением обязанностей военной службы, так как истец не представил заключение военно-врачебной комиссии. Суд формально отнесся к имеющимся доказательствам и не оценил возможность получения в данный момент объективного заключения военно-врачебной комиссии. В настоящее время прошло более 23 лет и невозможно в полном объеме получить медицинские документы. Кроме того, указывает, что служба ее сына была непосредственна связана с выполнением боевых задач, сопровождалась при этом экстремальными перегрузками, негативно влияющими на состояние его здоровья.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются: а) на следующие категории лиц: …лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

Согласно статьи 7 указанного Закона, лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

В силу статьи 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:

а) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно материалам дела, Чернова Р.С. является матерью Чернова В.П., умершего <дата>.

Как указывает истица и подтверждается материалами дела, <дата> года, будучи командиром авиационного звена авиационной эскадрильи 764 авиационного истребительского полка, Чернов В.П. обратился в военный госпиталь г. Перми (войсковая часть 86692), где ему была проведена биопсия лимфоузла в левой паховой области и поставлен предварительный диагноз - заболевание «лимфогранулематоз». 6 <дата> Чернов В.П. был переведен в ГВКГ им. Бурденко г. Москвы, где указанный диагноз был подтвержден и проведено лечение. <дата> года Чернов В.П. был выписан из данного учреждения в удовлетворительном состоянии на перерыв в лечении. <дата> года Чернов В.П. был госпитализирован в военный госпиталь войсковой части 74001 г. Казани с вышеуказанным диагнозом, где умер <дата> года. Приказом командира 91-ой дивизии противовоздушной обороны №.... от <дата> года умерший Чернов В.П. был исключен из списков офицерского состава Вооруженных Сил СССР в связи со смертью.

Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь требованиями статьи 7, 21, 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку вышеприведенными нормами действующего законодательства установлено, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца возникает в случае, если документально подтверждено, что исполнение военных обязанностей умершим лицом явилось причиной его заболевания, приведшего его к смерти. Согласно закону таким документом, безусловно доказывающим право лица на одновременное получение двух пенсий, являются соответствующие заключения военно-врачебных комиссий о наличии причинной связи умершего военнослужащего с заболеванием, полученным при исполнении им обязанностей военной службы. Данные военно-врачебные комиссии действуют на основании Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года №123, при этом командиру воинской части права устанавливать причинно-следственную связь смерти военнослужащего для назначения членам его семьи пенсии по случаю потери кормильца не предоставляется.

Истицей не представлен необходимый документ, подтверждающий её право на получение требуемой ею льготной второй пенсии – заключение военно-врачебной комиссии о причинно-следственной связи заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, с исполнением обязанностей военной службы.

Также в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств того, что заболевание, приведшее к смерти Чернова В.П., получено им в связи с исполнением обязанностей военной службы, суду не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан факт того, что заболевание получено им в связи с исполнением обязанностей военной службы, так как истец не представил заключение военно-врачебной комиссии, однако суд формально отнесся к имеющимся доказательствам и не оценил возможность получения в данный момент объективного заключения военно-врачебной комиссии, являются необоснованными, поскольку документом, безусловно доказывающим право лица на одновременное получение двух пенсий являются соответствующие заключения военно-врачебных комиссий о наличии причинной связи умершего военнослужащего с заболеванием, полученным при исполнении им обязанностей военной службы.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу, аналогичны доводам, приведенным при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного постановления.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.199, п.1 ст.328, ст. 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Казани от 17 апреля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Черновой Р.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи