О взыскании денежных средств в виде субсидии на приобретение жилья



Судья Р.Б. Курбанова Дело № 33-4112/12

Учёт № 54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.С. Галиевой,

судей Ф.В. Хабировой, Р.Я. Калимуллина,

при секретаре С.Р. Каримове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ф.В. Хабировой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 1 марта 2012 года, которым постановлено:

иск Р.У. Гиззатуллиной к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании денежных средств в виде субсидии на приобретение жилья и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета <данные изъяты> в счет субсидии на приобретение жилого помещения на отдельный блокированный целевой счет .... категории «Жилье ветеранам», открытый на имя Р.У. Гиззатуллиной ОАО «Ак Барс» Банка, для последующего перечисления указанной суммы ОАО «АкБарс» Банком на расчетный счет .... в некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета <данные изъяты> в счет субсидии на приобретение жилого помещения на отдельный блокированный целевой счет .... категории «Жилье ветеранам», открытый на имя И.И. Гиззатуллина ОАО «Ак Барс» Банка, для последующего перечисления указанной суммы ОАО «АкБарс» Банком на расчетный счет .... в некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».

В удовлетворении исковых требований Р.У. Гиззатуллиной к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о компенсации морального вреда, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления Р.У. Гиззатуллиной, И.И. Гиззатуллина, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Р.У. Гиззатуллина обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее – МТЗ СЗ Республики Татарстан) о признании действий ответчика, связанных с отказом в предоставлении субсидии на приобретение жилья, незаконными, восстановлении прав по поводу незаконного снятия с очереди по улучшению жилищных условий, предоставлении субсидии на приобретение жилья, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что она и ее сын И.И. Гиззатуллин, <дата> рождения, являются членами семьи умершего участника боевых действий и являются получателями субсидий на приобретение жилья, выделяемой из Федерального Фонда компенсаций.

На основании выписки из постановления Главы Администрации Приволжского района .... от <дата> семья истицы принята на учет по списку участников ВОВ как нуждающиеся в улучшении жилищных условий – 3 человека (И.Г. Гиззатуллин, Р.У. Гиззатуллина, И.И. Гиззатуллин).

В связи со смертью мужа И.Г. Гиззатуллина очередность по списку участников войны сохранена за его супругой Р.У. Гиззатуллиной и сыном И.И. Гиззатуллиным.

<дата> Администрацией Вахитовского и Приволжского районов истице направлено письмо .... о выделении субсидий на приобретение жилья. Для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий в отдел жилищной политики представлен полный пакет документов. После их рассмотрения истице и ее сыну выдано уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья.

<дата> истица и ее сын И.И. Гиззатуллин заключили договор банковского счета по категории «Жилье ветеранам» и сдали все необходимые документы в территориальный орган социальной защиты.

<дата> от сотрудника МТЗ СЗ Республики Татарстан истица узнала, что ни она, ни ее сын не получат субсидии, и что она им не положена.

Просила признать действия ответчика, связанные с отказом предоставления субсидии на приобретение жилья, незаконными, восстановить права истицы и ее сына по поводу незаконного снятия с очереди по улучшению жилищных условий, обязать ответчика предоставить субсидию на приобретение жилья за счет субвенций, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истица уточнила исковые требования, просила взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета <данные изъяты> в счет субсидии на приобретение жилого помещения на отдельной блокированный целевой счет .... категории «Жилье ветеранам», открытый на имя Р.У. Гиззатуллиной в ОАО «Ак Барс» Банка, для последующего перечисления указанной суммы ОАО «Ак Барс» Банком на расчетный счет .... в некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», а также взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета <данные изъяты> в счет субсидии на приобретение жилого помещения на отдельной блокированный целевой счет .... категории «Жилье ветеранам», открытый на имя И.И. Гиззатуллина в ОАО «Ак Барс» Банка, для последующего перечисления указанной суммы ОАО «Ак Барс» Банком на расчетный счет .... в некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», а также взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с иском не согласился.

Третье лиц И.И. Гиззатуллин иск поддержал.

Представители третьих лиц – ОАО «Ак Барс», Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

В апелляционной жалобе представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам неправильного определения судом обстоятельств дела и нарушения нормы материального права. Указывает, что администрацией Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани своевременно не была осуществлена актуализация списков в части подтверждения льготной категории, что повлекло за собой включение в число получателей субсидий истца и ее сына с нарушением очередности. Таким образом, вина Министерства отсутствует. Министерство не отказывает истице в предоставлении субсидии на приобретение жилья. На сегодняшний день предоставить жилищную субсидию как членам семьи умершего ветерана боевых действий И.Г. Гиззатуллина истице и ее сыну возможно только с момента установления льготного статуса, то есть с <дата>.

В суде апелляционной инстанции Р.У. Гиззатуллина, И.И. Гиззатуллин просили в удовлетворении жалобы отказать.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.

Согласно пункту 3 Постановления функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

В силу пункта 2 «Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» (далее – Положение) норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере.. 18 кв. метров – для следующих категорий граждан.. членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих.

В соответствии с пунктами 6 и 7 названного Положения Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан – получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.

Согласно пункту 11 Положения в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:

договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;

договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.

...В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.

В соответствии с пунктами 13 и 14 Положения, после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат ТХТ) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.

Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий.

Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из Постановления Главы Администрации Приволжского района г. Казани от <дата> .... о рассмотрении протокола жилищной комиссии по заявлениям граждан и списков по форме .... предприятий, И.Г. Гиззатуллин принят на учет по списку участников ВОВ (3 чел.).

Как следует из свидетельства о смерти от <дата>, И.Г. Гиззатулин умер <дата>.

Согласно выписке из протокола .... от <дата> о рассмотрении Главой Администрации Приволжского района г. Казани протокола жилищной комиссии по заявлениям граждан и списков по форме .... предприятий, И.Г. Гиззатуллин снят с очереди по улучшению жилищных условий в связи со смертью, очередность по списку участников войны сохранена за женой Р.У. Гиззатуллиной.

Как следует из письма Главы Администрации Приволжского района г. Казани .... от <дата>, с <дата> Р.У. Гиззатуллина состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Приволжского района, как вдова умершего участника войны в Афганистане, очередность по которому 140-я. Жилая площадь будет предоставлена в порядке очередности.

<дата> специализированная некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», Р.У. Гиззатуллина и И.И. Гиззатуллин заключили договор социальной ипотеки .... (договор участия гражданина в «выборе будущей собственной квартиры с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность) согласно которому у Р.У. Гиззатуллиной и И.И. Гиззатуллина возникло право получить в собственность, после полной оплаты, жилое помещение, выбранное по Протоколу участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры.

<дата> между Р.У. Гиззатуллиной, И.И. Гиззатуллиным и специализированной некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» подписан Протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки .... от <дата>, согласно которому сторонами согласована квартира, подлежащая передаче в собственность Р.У. Гиззатуллиной и И.И. Гиззатуллину – квартира <адрес>.

Как следует из содержания приведенного пункта 11 «Положения..», договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина по правовым последствиям приравнен к договору купли-продажи жилого помещения.

<дата> территориальным органом социальной защиты в адрес Р.У. Гиззатуллиной и И.И. Гиззатуллина направлены уведомления о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере <данные изъяты> каждому.

<дата> Р.У. Гиззатуллина и И.И. Гиззатуллин открыли в «Ак Барс» Банке отдельные блокированные целевые счета категории «Жилье ветеранам» для целей зачисления субсидии.

Как следует из ответа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от <дата>, Администрацией Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани не была осуществлена своевременно актуализация списков в части подтверждения льготной категории, что повлияло за собой включение в число получателей субсидий истицы и ее сына И.И. Гиззатуллина с нарушением очередности. В связи с этим предоставить жилищную субсидию как члену семьи умершего ветерана боевых действий И.Г. Гиззатуллина возможности только с момента установления льготного статуса (<дата>)

Как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Судом установлено, что сын И.Г. Гиззатуллина – И.И. Гиззатуллин на основании удостоверения .... получает пенсию по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты>. с <дата>, истица – супруга погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступала в повторный брак и проживает с ребенком, не достигшим возраста 23 лет и обучающимся в образовательном учреждении по очной форме обучения.

Из ответа Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> от <дата> следует, что семья Гиззатуллиных принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, поскольку И.Г. Гиззатуллин ветеран боевых действий, с <дата>. В связи со смертью супруга И.Г. Гиззатуллина, очередность переведена на истицу, как вдову ветерана боевых действий. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата> .... истице и ее сыну И.И. Гиззатуллину выделены субсидии на приобретение жилья в размере <данные изъяты> каждому по дате постановки на учет с <дата>. В настоящее время Министерство не перечисляет данные субсидии в связи с тем, что право на льготу у семьи Гиззатуллиных возникло после смерти ветерана боевых действий И.Г. Гиззатуллина.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56, а также, если отпали основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право получить жилье по договору социального найма.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Обеспечение ветеранов войны субсидиями за счет Федерального Бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, свои обязательства в данном конкретном случае государство в лице Министерства Финансов Российской Федерапции, исполнило в полном объеме, однако МТЗ СЗ Республики Татарстан, взяв на себя несвойственные ему функции и полномочия, по существу самостоятельно решает вопрос о выделении ветерану квартиры, уже оплаченной государством и приобретенной членами семьи ветерана.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что за истицей сохранена очередность по списку участников войны по улучшению жилищных условий с <дата>, следовательно, истица и ее сын И.И. Гиззатуллин имеют право на меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о том, что предоставить жилищную субсидию как членам семьи умершего ветерана боевых действий И.Г. Гиззатуллина, истице и ее сыну возможно только с момента установления льготного статуса, то есть с <дата>, являются несостоятельными, поскольку семья Гиззатуллиных была поставлена на учет по списку участников ВОВ по улучшению жилищных условий <дата>, то есть еще при жизни И.Г. Гиззатуллина, соответственно, после его смерти свое право на улучшение жилищных условий сохранили.

Ссылка в апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, что администрацией Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани своевременно не была осуществлена актуализация списков в части подтверждения льготной категории, что повлекло за собой включение в число получателей субсидий истицы и ее сына с нарушением очередности, не может быть принята во внимание, поскольку вины заявителя в этом не имеется.

Кроме того, очередность Р.У. Гиззатуллиной после смерти ее мужа сохранена с <дата>, что подтверждается ответами Главы Администрации Приволжского района г. Казани от <дата> за ...., заместителя Главы Администрации Приволжского района г. Казани от <дата> за ...., Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от <дата> за .... (л.д.17,20,22).

К тому же, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата> .... истице и ее сыну И.И. Гиззатуллину субсидии на приобретение жилья в размере по <данные изъяты> каждому выделены.

При таком положении правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ново-Савиновского районного г. Казани от 1 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: