Об обязании к совершению действия согласно определению суда



Судья Р.В. Королев Дело № 33-4873/2012

Учет № 54

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 мая 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей О.В. Вишневской, Д.М. Насретдиновой,

при секретаре Р.И. Шайдуллиной,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.В. Вишневской гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 29 марты 2012 года, которым постановлено:

Исковое заявление Гаранина В.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об обязании совершить действия удовлетворить.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан перечислить денежную сумму в размере <данные изъяты>. на отдельный блокированный целевой счет.... в ОАО АКБ «АК БАРС» для последующего перечисления денежных средств на счет ГБУ «Главное инвестиционно - строительное управление РТ».

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя ответчика Зиангирову И.Я. в поддержку жалобы, возражения представителя истца Идрисову Э.Х. и представителя третьего лица Малхасян С.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гаранин В.В. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) об обязании совершить действия по перечислению денежных средств.

В обоснование иска указано, что его матери – Гараниной А.П. как инвалиду Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 г. №275 была выделена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилья. <дата> между Гараниной А.П. и Специализированной организацией – Государственное бюджетное учреждение «Главное инвестиционно - строительное управление РТ» подписан Договор приобретения будущего собственного жилого помещения ...., объектом которого являлась однокомнатная квартира, находящаяся в строящемся жилом доме по адресу: <адрес>. По указанному договору оплата стоимости квартиры в размере <данные изъяты> рублей должна была производиться за счет субсидий из федерального бюджета. <дата> Гаранина А.П. умерла, в связи с чем, в перечислении денежных средств ответчиком отказано. Считая отказ незаконным, истец просил обязать ответчика произвести оплату договора путем перечисления выделенной на имя Гараниной А.П. субсидии в размере <данные изъяты> рублей на целевой блокированный счет для последующего перечисления специализированной организации.

Представитель ответчика иск не признал.

Третье лицо Управление социальной защиты в Чистопольском муниципальном районе направило отзыв о несогласии с иском.

Третьи лица ОАО АКБ «АК БАРС», ГБУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ», Чистопольский городской Исполнительный комитет просили дело рассмотреть в их отсутствие, против удовлетворения требований не возражали.

Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что право требования получения субсидии неразрывно связано с личностью наследодателя и считается прекращенным в виду его смерти.

Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Согласно статье 10 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 названного закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 23.2 указанного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с абзацем 1, 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров РТ от 7 июня 2006 года N 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» (далее – Постановление) установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.

В соответствии с п.3 Постановления, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

В соответствии с п.6 и п.7 «Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» (далее - Положение), Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.

Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартиры в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.

После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.

В соответствии с п.11 Положения в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:

договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;

договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.

В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.

В соответствии с пунктами 13, 14 Положения после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.

Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий.

Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

Судом установлено и подтверждается материалами, что Гаранина А.П. как инвалид Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, <дата> была включена в сводный республиканский список получателей субсидии за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилья, которым выделены субсидии.

<дата> между Гараниной А.П. и Специализированной организацией – Государственное бюджетное учреждение «Главное инвестиционно - строительное управление РТ» подписаны Договор приобретения будущего собственного жилого помещения .... и протокол участия в выборе будущего собственного жилья гражданина.

Из договора следует, что он заключен сторонами во исполнение нормативных актов, регулирующих отношения по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны и обеспечивает право приобретателя воспользоваться предоставленной государством в лице Российской Федерации и Республики Татарстан поддержкой в виде предоставления безвозвратных субсидий.

Протоколом участия Гаранина А.П. подтвердила свое участие в федеральной программе по обеспечению жильем и свой выбор будущего собственного жилья, завершение строительства которого предусматривалось до <дата>.

Объектом договора являлась однокомнатная квартира, находящаяся в строящемся жилом доме по адресу: <адрес>. По указанному договору оплата стоимости квартиры в размере <данные изъяты> рублей должна была производиться за счет субсидий из федерального бюджета.

<дата> Гаранина А.П. умерла.

Обязательства ответчика по перечислению денежных средств по договору в пользу третьего лица до настоящего времени не исполнено.

Разрешая данное дело по существу, и установив, что у Гараниной А.П. при жизни возникло право на получение выделенной государством субсидии для улучшения жилищных условий, что она выразила свою волю по распоряжению субсидией путем заключения договора приобретения будущей собственной квартиры, но не смогла осуществить предоставленное ей право в полном объеме по независящим от нее причинам, суд правомерно удовлетворил исковые требования, возложив на ответчика обязанность перечислить денежные средства на блокированный счет с последующим перечислением их другой стороне договора – специализированной организации, исполнившей свои обязательства по строительству и передаче квартиры наследникам Гараниной А.П.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при жизни Гараниной А.П. не была выделена субсидия и поэтому обязательства Министерства по перечислению денежных средств перестали существовать в связи с наступлением ее смерти, а право требования получения субсидии не входит в состав наследства, так как неразрывно связано с личностью наследодателя - подлежат отклонению.

Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

В данном случае право на получение субсидии на приобретение жилья неразрывно связано с личностью получателя субсидии, носит как целевой, так и адресный характер, но эта связь утрачивает юридическое значение с момента выделения субсидии и выражения волеизъявления получателя субсидии на ее реализацию по целевому назначению. В случае смерти получателя субсидии в порядке наследования к наследникам переходит имущественное право требования перечисления выделенных при жизни наследодателя из федерального бюджета денежных средств в счет оплаты по договору приобретения жилья.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 №275 Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан реестры граждан, которым выделены субсидии, в пределах поступивших из федерального бюджета средств. Как следует из материалов дела, Гаранина А.П. была включена в сводный реестр <дата> и свое право на получение жилья реализовала путем заключения соответствующего договора, следовательно, у Гараниной А.П. при жизни возникло право требования от государства исполнения обязанности по перечислению выделенной субсидии в счет оплаты заключенного договора. Указанное право требования входит в состав наследства и реализовано истцом путем предъявления настоящего иска.

Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела и анализе законодательства, им дана правильная правовая оценка, что нашло свое отражение в решении суда. Суд установил имеющие значение обстоятельства на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования всех предусмотренных законом доказательств.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани 29 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи