О признании ответа УПФР незаконным, возложении обязанности включить период службы в вооруженных силах по призыву в специальный стаж и назначению досрочной трудовой пенсии



Судья Р.С. Гараева Дело № 33-4950/2012

Учет № 27

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 мая 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой и О.В. Вишневской,

при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Трифонова В.В. на решение Советского районного суда г.Казани от 29 марта 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Трифонова В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани о признании ответа УПФР в Советском районе г.Казани от <дата> незаконным, обязании совершить действия по назначению пенсии отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Гамирова Р.Р., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Трифонов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани о признании ответа органа пенсионного фонда незаконным и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование своих требований истец указал, что обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани с заявлением о пересмотре решения от <дата> об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако письмом ответчика от <дата> в этом ему было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.

С данным отказом Трифонов В.В. не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчиком при вынесении решения необоснованно не зачтен период военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 29 мая 1972 года по 15 мая 1974 года из расчета 1 день службы за 2 дня работы. Поэтому истец просил суд признать указанный ответ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани незаконным, а также возложить на ответчика обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости со дня его обращения за ее назначением.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд в удовлетворении исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе истцом ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе истцом приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывается на наличие у него необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии стажа педагогической деятельности, а также на неправильное толкование судом норм материального права.

В судебном заседании представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая, что они являются необоснованными.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

Согласно пункту 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что <дата> истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ответчика от <дата> в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 25 лет. При этом в указанный стаж не были включены периоды работы Трифонова В.В. со 2 сентября 1986 года по 31 декабря 1992 года в качестве руководителя спортивного кружка в Доме пионеров Приволжского района, с 1 января 2001 года по 28 октября 2010 года в должности педагога дополнительного образования в МУДОД «...» Приволжского района г.Казани, а также нахождения на курсах повышения квалификации с 15 апреля 2002 года по 25 апреля 2002 года, с 26 марта 2007 года по 5 апреля 2007 года, а также работы с 1 января 2001 года по 28 октября 2010 года.

Не согласившись с данным отказом, истец обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани о возложении обязанности по включению приведенных выше периодов в его специальный трудовой стаж и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Казани от 10 марта 2011 года заявленные истцом требования были удовлетворены частично. На ответчика возложена обязанность по включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода работы истца со 2 сентября 1986 года по 31 декабря 1992 года в качестве руководителя спортивного кружка в Доме пионеров Приволжского района г.Казани. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Письмом ответчика от <дата> истцу также отказано во включении в специальный трудовой стаж периода прохождения службы в Советской Армии с 29 мая 1972 года по 15 мая 1974 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Отказывая Трифонову В.В. в удовлетворении заявленных им требований о зачете приведенного выше периода в стаж его работы по специальности и признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, суд пришел к выводу о том, что правовых оснований для этого не имеется в связи с отсутствием у истца требуемого в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1959 от 17 декабря 1959 года стажа педагогической деятельности – 16 лет 8 месяцев.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

В период службы истца в рядах Советской Армии по призыву с 29 мая 1972 года по 15 мая 1974 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом в силу пункта 4 названного Положения в качестве условия зачета службы в армии в стаж работы по специальности было предусмотрено наличие у лица, обратившегося за назначением пенсии, не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Как указал в своем решении суд первой инстанции, на день обращения Трифонова В.В. в орган пенсионного фонда стаж его педагогической деятельности составлял 15 лет 4 месяца 1 день, что менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии.

Между тем, в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые не содержат каких – либо условий для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву.

Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование предусматривает включение периодов военной службы по призыву в стаж работы по специальности, не ограничивая зачет таких периодов наличием или отсутствием определенного стажа на соответствующих видах работ.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При указанных обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для зачета в стаж педагогической деятельности периода службы Трифонова В.В. в рядах Советской Армии по призыву с 29 мая 1972 года по 15 мая 1974 года основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем принятое судом решение не может быть признано обоснованным и подлежит отмене.

При разрешении спора по существу, исходя из приведенной позиции, судебная коллегия приходит к выводу том, что вышеуказанный спорный период подлежит зачету в специальный стаж педагогической деятельности истца.

С учетом этого периода, а также периодов работы истца, зачтенных по решению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани от <дата> и решению Советского районного суда г.Казани от <дата>, специальный педагогический стаж истца на 1 января 2002 года составит более 16 лет 8 месяцев.

В связи с этим период работы истца в должности педагога дополнительного образования в МУДОД «...» Приволжского района г.Казани с 1 января 2001 года по 28 октября 2010 года также должен учитываться при назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку в соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 718, работа в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и раздела «Наименование учреждений» Списка, относящихся к учреждениям дополнительного образования, с 1 января 2001 года засчитывается в стаж лишь при наличии одновременно следующих условий:

- на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

При зачете в специальный стаж истца службы в рядах Советской Армии оба этих условия выполняются.

Таким образом, стаж работы истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости на 28 октября 2010 года составил более требуемых для этого 25 лет. Поэтому требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г.Казани от 29 марта 2012 года по данному делу отменить и принять новое решение.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани включить в специальный трудовой стаж Трифонова В.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период службы в рядах Советской Армии по призыву с 29 мая 1972 года по 15 мая 1974 года и назначить Трифонову В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 28 октября 2010 года.

Председательствующий

Судьи