о понуждении произвести перерасчет пенсии



Судья М.Т. Гараев Дело № 4877/2012

Учет № 52

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 мая 2012 года гор. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Н.А. Губаевой,

судей Г.А. Сахиповой, А.И. Муртазина

при секретаре О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца – Коковина В.Т. – Аркадьева В.Т. на решение Советского районного суда города Казани от 29 марта 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Коковина В.Т. к Военному комиссариату Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с <дата> года по <дата> года отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Коковин В.Т. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В обоснование своих требований истец указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Вопросы пенсионного обеспечения регламентированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии со статьей 43 названного закона пенсии военным пенсионерам исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих, которое в данном случае состоит из окладов по должности, воинскому или специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также из стоимости продовольственного пайка. Согласно пункту «б» статьи 49 закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего закона и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военно-служащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением.

В период с <дата> года истцу при пересмотре пенсии учитывалась сумма денежной компенсации, выдаваемая военнослужащим взамен продовольственного пайка, которая в период с <дата> годы составляла 20 рублей в сутки, а не месячная стоимость продовольственного пайка. Реальная суточная стоимость продовольственного пайка за период с <дата> года по <дата> года ежемесячно возрастала и увеличивалась: с 32 рублей 71 копейки до 70 рублей 70 копеек. Несмотря на это ответчиком с <дата> года по <дата> года при выплате истцу пенсии учитывался размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки.

Такое исчисление пенсии, по мнению истца, не соответствует установленному Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 порядку исчисления пенсии и существенно нарушает его имущественные права как военного пенсионера Министерства обороны Российской Федерации. Истец полагает, что назначенная ему пенсия должна была пересматриваться после каждого увеличения месячной стоимости продовольственного пайка.

В.Т. Коковин просит суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ему пенсии и взыскать недоплату с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с <дата> года по <дата> года в сумме <дата> рублей <дата> копеек.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционной жалобе представитель истца – Коковина В.Т. – В.И. Аркадьев просит решение суда первой инстанции отменить. Считает, что решение постановлено с нарушением норм материального права. Настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что его исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Как следует из материалов дела, В.Т. Коковин является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Из средств массовой информации истцу стало известно о недоплатах пенсии военным комиссариатом Республики Татарстан с <дата>. по <дата>., чем существенно нарушались его имущественные права на получение пенсии в установленном федеральным законодательством размере. С <дата> года при пересмотре пенсии учитывалась сумма денежной компенсации, выдаваемая военнослужащим взамен продовольственного пайка (которая в период с <дата> годы составляла 20 рублей, согласно ФЗ «О федеральном бюджете» на <дата> годы, а на <дата> год установлена Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. № 906), а не месячная стоимость продовольственного пайка.

Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая данное дело, суд пришел к выводу о том, что использованные истцом при расчете недоплаты пенсии данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка не имеют значения для разрешения данного спора, поскольку указанные суммы рассчитываются для подготовки бюджетной заявки и контроля при ее исполнении и не могут быть использованы для исчисления пенсии.

Судебная коллегия считает данный вывод суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Федеральным законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», регулирующую вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих. С 1 января 2005 года выдача продовольственного пайка сохранена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе. Военнослужащим, проходящим военную службу в иных местностях, продовольственное обеспечение установлено в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством РФ.

Статьей 49 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

б) с 1 января каждогогода с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частьювторой статьи43 настоящего Закона.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка необходимо руководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим (сотрудникам органов внутренних дел), проходящим военную службу (службу в органах внутренних дел), взамен продовольственного пайка в соответствии с законами РФ о федеральном бюджете, действующими ежегодно с 1 января 2000 года.

Указанная норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка до <дата> года устанавливалась федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а после указанной даты постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004года № 906 и от 22 февраля 2006 года № 101 «О мерах по реализации Федерального закона о бюджете» и сохранена на <дата> года в сумме 20 рублей в сутки.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что за указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей. Такой размер компенсации был установлен законами о федеральных бюджетах и Правительством РФ. Определенный законом размер денежной компенсации продовольственного пайка в этот период не изменялся.

Учитывая, что положения, закрепленные в статье 162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000» и соответствующих статей соответствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы о том, что законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями, то никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Кроме того, законодательством РФ о пенсионном обеспечении указанной категории граждан, как ранее действовавшем, так и действующим, не предусмотрено получение военным пенсионером продовольственного обеспечения в виде организованного питания, в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка, что в полной мере обеспечивает соблюдение принципа равенства прав всех военнослужащих, в том числе и военных пенсионеров. Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлен орган, определяющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно применены нормы материального права, размер пенсии истца должен индексироваться, исходя из изменения размера ежемесячной денежной продовольственной компенсации, Судебной коллегией признаются несостоятельными.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные ими доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда города Казани от 29 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца – Коковина В.Т. – Аркадьева В.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: