О включении периода службы в составе Вооруженных сил СССР в льготном порядке в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии



Судья Р.Г.Шакиров Дело №33-4981/2012

Учёт №27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июня 2012г. г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Н.А.Губаевой,

судей О.В.Вишневской и А.И.Муртазина,

при секретаре судебного заседания С.Р. Каримове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.В.Вишневской гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан на решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан 27 марта 2012 года, которым постановлено:

включить в специальный трудовой стаж Зайнутдинова Р.Т. <дата> года рождения, дающий право на досрочную пенсию, период службы с <дата> по <дата> в Республике Афганистан из расчета 1 месяц службы за 3 месяца работы, период службы с <дата> по <дата> в составе Вооруженных Сил СССР - в календарном порядке.

Назначить Р.Т.Зайнутдинову с <дата> досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением им не менее 25 лет педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Р.Т.Зайнутдинова и его представителя В.В.Харисова, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Р.Т.Зайнутдинов обратился в суд с иском к Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан (далее - УПФР) о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию, периода службы с <дата> по <дата> в Республике Афганистан из расчета 1 месяц службы за 3 месяца работы, периода службы с <дата> по <дата> в составе Вооруженных Сил СССР из расчета 1 день службы за 2 дня работы. В обоснование иска указано, что <дата> истец обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако ответчик в назначении истцу досрочной трудовой пенсии отказал, не включил в специальный стаж период службы по призыву в армии с <дата> по <дата>. Основанием отказа во включении данного периода УПФР указало, что служба в составе Вооруженных Сил СССР включается в стаж на соответствующих видах работ при наличии на <дата> не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии. Р.Т.Зайнутдинов считает данный отказ незаконным, поскольку согласно ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву включается в стаж работы по специальности из расчета 1 день службы за 2 дня работы, а согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года военная служба в Республике Афганистан засчитывается в выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 3 месяца работы.

В судебном заседании истец исковые требования уточнил, просил суд включить период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с <дата> по <дата> в календарном порядке и назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения в УПФР. В остальной части исковые требования оставил без изменения.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Суд первой инстанции вынес решение об удовлетворении иска в вышеприведённой формулировке. При принятии решения судом первой инстанции было установлено наличие у истца необходимого специального трудового стажа.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая на то, что у суда не имелось правовых оснований для включения в специальный трудовой стаж истца периода военной службы в Республике Афганистан из расчета 1 месяц службы за 3 месяца работы, поскольку нормативное регулирование относит льготное исчисление к службе, а не к работе, которое не применимо при оценке стажа работы по выслуге лет.

В судебном заседании истец и его представитель с апелляционной жалобой не согласились.

Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, извещен, поэтому судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив законность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Установлено, что <дата> Р.Т.Зайнутдинов обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25 лет. Решением УПФР .... от <дата> истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено 19 лет 5 месяцев 8 дней. При этом в специальный трудовой стаж не включен период военной службы по призыву с <дата> по <дата>.

Из материалов дела, видно, что истец проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР в период с <дата> по <дата> и службу в Республике Афганистан в период с <дата> по <дата>.

Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о необходимости включения указанных периодов прохождения военной службы по призыву в специальный стаж истца.

В период службы истца действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Включая спорный период службы в специальный трудовой стаж истца, суд первой инстанции правомерно исходил из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года, согласно которой гражданам, приобретшим пенсионные права до введения нового правового регулирования, в соответствии с условиями и нормами законодательства действовавшего на момент приобретения права, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию.

В соответствии со ст.1 совместного постановления Совета Министров СССР и Центрального комитета КПСС от 17 января 1983 года № 59-27 «О льготах военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» военнослужащим Советской Армии, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан предоставить следующие льготы: засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республике Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в специальный трудовой стаж истца периода военной службы в составе действующей армии в период боевых действий при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан с <дата> по <дата> из расчета 1 месяц службы за 3 месяца работы.

Поскольку на день обращения Р.Т.Зайнутдинова к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у него имелся необходимый для этого специальный трудовой стаж, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей в течение 25 лет с <дата>.

Решение суда в части включения периода службы по призыву в специальный стаж в календарном порядке, а не в льготном из расчета 1 день службы за 2 дня работы, как то предусмотрено ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сторонами не обжаловано, а суд апелляционной инстанции не находит оснований для проверки решения в полном объеме, поскольку права истца на назначение досрочной трудовой пенсии данным выводом суда не нарушаются.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, направлены на переоценку собранных по делу доказательств с учетом иного толкования закона, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.

Таким образом, суд вынес законное и обоснованное решение. Дело рассмотрено с соблюдением требований закона, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, оснований для отмены, изменения решения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан 27 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи