о признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья Г.Д. Валеева Дело №5360

Учет №27

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 июня 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Н.А. Губаевой,

судей О.В. Вишневской, А.И. Муртазина,

при секретаре судебного заседания С.Р. Каримове,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2012 года, которым постановлено:

Иск Р.М. Закировой удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам РТ включить Закировой Р.М. периоды работы <данные изъяты> с <дата> года по <дата> года, с <дата> года по <дата> года, <дата> года по <дата> года, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с <дата> года по <дата> года и с <дата> года по <дата> года, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> года по <дата> года и с <дата> года по <дата> года - в стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 14 октября 2011 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Р.М. Закировой, возражавшей против жалобы, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истица Р.М. Закирова обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан (далее – УПФР) о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии, указав, что она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением УПФР ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы, при этом необоснованно не включен в специальный стаж период с <дата> года по <дата> года работы в должности <данные изъяты> вместе с периодами нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком. Она была принята на работу в совхоз «<данные изъяты>, но фактически работала в фельдшерско-акушерском пункте, где осуществляла прием больных, патронаж новорожденных детей, другую лечебную деятельность. При этом обслуживала все население села. Истица считала, что ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, просила признать решение незаконным и обязать ответчика назначит ей досрочную трудовую пенсию с включением вышеуказанных периодов в специальный стаж.

В судебном заседании истица иск поддержала.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что согласно записи в трудовой книжке Р.М. Закирова с 04.07.1988 г. принята <данные изъяты> в совхоз <данные изъяты> Совхоз к учреждениям, работа в которых предоставляет право на её включение в специальный медицинский стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, не относится.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно подпункта 20 части 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрены должности «медицинской сестры» и «фельдшера», в наименовании учреждений указан - фельдшерско- акушерский пункт.

Согласно пункту 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991, право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Из материалов дела следует, что 14 октября 2011 года Р.М. Закирова обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии. Решением УПФР № .... от <дата> года истице отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа работы. При этом период работы в качестве медсестры совхоза <данные изъяты> с <дата> года по <дата> года вместе с периодами отпусков по уходу за ребенком и беременности и родам, не включен ответчиком в специальный стаж работы по лечебной деятельности.

Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая данное дело, суд пришел к выводу, что истица фактически работала в спорный период <данные изъяты> в фельдшерско- акушерском пункте и поэтому спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истицы.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и пенсионному законодательству.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истица была в спорный период принята на работу <данные изъяты> в совхоз <данные изъяты> в котором не было медпункта, не могут повлечь за собой отмену решения суда.

Материалами дела подтверждается, что в 1987- 1998 годах в ведении Апазовского сельского Совета Арского района находились три фельдшерско- акушерских пункта - Апазовский, Пушенгерский и Хасаншаихский. Фельдшерско- акушерские пункты работников самостоятельно на работу не принимали, состояли на балансе органов местного самоуправления, а не лечебных учреждений. Лишь в 2005 году постановлением администрации Арского района № 1408 от 30 декабря 2005 года фельдшерско- акушерские пункты и медпункты переданы с баланса Советов местного самоуправления на баланс Арской ЦРБ.

Приказом № .... от <дата> года по совхозу <данные изъяты> Арского района Р.М. Закирова принята на работу <данные изъяты>. Из текста приказа следует, что она принимается для работы в деревне Хасаншаих Арского района, где был расположен Хасаншаихский фельдшерско- акушерский пункт.

Согласно справки № .... от <дата> года исполнительного комитета Апазовского сельского поселения, Р.М. Закирова с <дата> года по <дата> года работала в качестве <данные изъяты> Хасаншаихского ФАП, которая находилась на балансе Апазовского CMC, заработную плату получала из совхоза «Ватан».

О работе Р.М. Закировой в Хасаншаихском ФАП свидетельствуют и многочисленные истории развития ребенка, предъявленных суду для обозрения, из которых усматривается, что она осуществляла патронаж новорожденных, осматривала их на дому, делала прививки и т.п.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истица с <дата> года по <дата> год фактически работала <данные изъяты> в Хасаншаихском фельдшерско-акушерском пункте, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, и этот период подлежит включению в специальный стаж. Сложившаяся в то время практика оформления трудовых отношений медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов в совхозах и колхозах не может повлечь за собой отказ в признании за ними права на досрочную трудовую пенсию.

Также обоснованно включен судом первой инстанции в специальный стаж истицы периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком с <дата> года по <дата> года и с <дата> года по <дата> года.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. №677 по желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно п.7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года №23/24-11 «...время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж по специальности, в том числе:.. . при назначении государственных пенсий, ….. в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот».

Таким образом, действовавшее в то время законодательство позволяло включать период отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж. В 1989г. отпуск по уходу за ребенком составлял (частично оплачиваемый и дополнительный) – до достижения ребенка возраста трех лет.

Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна. Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, надлежащая оценка им дана, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Арского районного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: