об оспаривании незаконного решения должностного лица



Судья: Сайфутдинов Р.А. дело № 33-6084/2012

учет 62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2012 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гафарова Р.Ф., судей Багаутдинова И.И., Сальниковой М.М., при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан» ФИО14 на решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2012 года, которым постановлено:

заявление Савельева В.М. об оспаривании незакон­ного решения должностного лица удовлетворить.

Признать незаконным решение должностного лица Пенсионного фон­да Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан об отказе Савельеву В.М. в назначении трудовой пенсии по старости исходя из его заработной платы, установленной из партийного би­лета, за период работы <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>

Обязать Пенсионный фонд Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Но­вошешминскому районам Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав Са­вельева В.М. на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим за­конодательством.

Взыскать с Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан в пользу Савельева Василия Максимовича судебные расходы в размере <данные изъяты>.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛА:

Савельев В.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Новошешминском районе Республики Татарстан (далее – Пенсионный фонд).

В обоснование заявления Савельев В.М. указал, что <дата> ему назначена трудовая пенсия по старости в размере <данные изъяты>. Данный размер пенсии рассчитан по заработной плате за 2 года в связи с отсутствием сведений о заработной плате за 60 месяцев подряд.

18 января 2012 года Савельев В.М. обратился в Пенсионный фонд за назначением пенсии по заработной плате за период работы <данные изъяты> <данные изъяты> включительно, что подтверждается записями в трудовой книжке. Размер заработной платы за данный период указан в партийном билете .... от <дата>.

Пенсионным фондом Савельеву В.М. отказано в зачете заработной платы по партийному билету .... от <дата>, так как в соответствии с перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии, он должен представить справку о заработной плате с указанием всех реквизитов: а именно даты выдачи, углового штампа, подписи руководителя и бухгалтера, указанием фамилии, имени, отчества полностью.

Однако представление такой справки невозможно в связи с тем, что документы <данные изъяты> не сохранились, в архив не сдавались, что подтверждается архивной справкой .... от <дата>.

Савельев В.М. просит признать действия Пенсионного фонда незаконными и обязать Пенсионный фонд произвести перерасчет размера пенсии по заработной плате с 1 февраля 2012 года, исходя из факта получения заработной платы, указанной в партийном билете, за период <дата>

В судебном заседании Савельев В.М. заявление поддержал

Представитель Пенсионного фонда ФИО8 с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что партий­ный билет может являться документом, подтверждающим его размер зара­ботной платы только в том случае, если установлен факт стихийного бедст­вия, в результате которого могли быть уничтожены документы Савельева В.М.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указывая на невозможность установления среднемесячного заработка заявителя в спорные периоды по представленным им документам, так как не доказан стихийный характер обстоятельств утраты первичной документации. При этом заявитель апелляционной жалобы ссылается на разъяснения Министерства труда и социального развития Рос­сийской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27-9704 от 27 ноября 2001 года.

Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона 17декабря2001года N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Рос­сийской Федерации» (далее – Федеральный закон) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 указанной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 указанной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.

Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона предусмотрено определение среднего заработка застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации № 16/19ПА от 27 февраля 2002 года утвержден перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 26 Перечня определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 – 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности, в том числе и справка о заработной плате, которая выдается на бланке установ­ленного образца.

Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития Рос­сийской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27-9704 от 27 ноября 2001 года, если организацией (работодателем) утрачены первичные документы о заработке работников и граждан, заработок может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим индивидуальный (фактиче­ский) заработок каждого работника. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсо­мольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Как видно из материалов дела, Савельева В.М. избран <данные изъяты> с <дата> и проработал на этой должности до <дата>, что подтверждается его трудовой книжкой <данные изъяты>

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц <данные изъяты> признан банкротом <данные изъяты>

Как следует из справки Исполнительного комитета Черемуховского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан здание конторы <данные изъяты> было реконструировано под здание магазина и сто­ловой закрытого акционерного общества «Кулон» в 2007 году (<данные изъяты>

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО9 и ФИО10 суду показали, что они принимали непосредственное участие при выполнении строительных работ, при этом вся документация бывшей конторы была уничтожена.

Из справки Архивного отдела Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан следует, что документы Новошешминского районного комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса на хранение в архив не поступали <данные изъяты>

Исходя из этого, судом сделан правильный вывод о том, что Савельев В.М. не мог представить в Пенсионный фонд справку о заработной плате по независящим от его воли обстоятельствам.

Вместе с тем, представленный Савельевым В.М. партийный билет ...., выданный Чистопольским горкомом КПСС Татарской АССР <дата> содержит необходимые сведения о ежемесячной заработной плате Савель­ева В.М. и размере удержанных партийных взносов исходя из его заработ­ка (<данные изъяты>

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности отказа Савельеву В.М. в назначении трудовой пенсии, исходя из его заработной платы за период <дата>, поскольку такой вывод соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Довод апелляционной жалобы о недоказанности истцом факта утраты первичных документов при условиях, указанных в письме Министерства труда Российской Федерации и социального развития Рос­сийской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27-9704 от 27 ноября 2001 года, судебная коллегия отклоняет, так как судом установлено, что утрата документов произошла по причинам, не зависящим от заявителя. Доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан» ФИО7 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий -

Судьи -