о признании незаконным нахождение линий связи между домами



Судья: Абдуллина Г.А. дело № 33-6229/2012

учет № 57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.,

судей Багаутдинова И.И., Сальниковой М.М.,

при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя закрытого акционерного общества «<данные изъяты> ФИО12 на заочное решение Советского районного суда города Казани от 4 мая 2012 года, которым постановлено:

иск прокурора Приволжского района города Казани к закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» в лице филиала в Республике Татарстан о признании незаконным нахождения проложенных воздушным способом линий связи, обязании переоборудования линии связи удовлетворить.

Признать незаконным нахождение линий связи закрытого акционерного общества «<данные изъяты>», проложенных воздушным способом между домами <адрес>.

Обязать закрытое акционерное общество «<данные изъяты>» переоборудовать линии связи, проложенные между домами <адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации.

Взыскать с закрытого акционерного общества «<данные изъяты> в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО14 в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя прокурора ФИО15., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан ФИО16, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛА:

прокурор Приволжского района города Казани (далее – прокурор), в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» в лице филиала в Республике Татарстан (далее – ЗАО «<данные изъяты>») о признании незаконным нахождения проложенных воздушным способом линий связи и о возложении обязанности переоборудования линий связи.

В обоснование иска прокурор ссылается на результаты проверки соблюдения законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в деятельности ЗАО «<данные изъяты>», проведенной совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан.

В ходе проверки выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «<данные изъяты>», и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крышах домов <адрес>.

Размещением подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов нарушаются требования пунктов 6.5.10 и 6.5.11 решения Казанской городской Думы №4-12 от 18 октября 2006 года «О правилах благоустройства города Казани».

Исходя из изложенного, прокурор просит обязать ЗАО <данные изъяты>» привести в соответствие с требованиями действующего законодательства линии связи, принадлежащих ЗАО <данные изъяты>», и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крышах домов <адрес>

Прокурор в судебном заседании иск подержал.

Представитель ответчика - ФИО10 иск не признала.

Представитель третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Слобода» извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республики Татарстан ФИО11 иск поддержал.

Суд принял решение в вышеизложенной формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ЗАО «<данные изъяты>» просит отменить решение суда, поскольку размещение ЗАО <данные изъяты>» оборудования в жилых домах осуществлялось в 2007-2008 годах в соответствии с требованиями действующего законодательства. На момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом. Изменения, внесенные в решение Казанской городской Думы № 4-12 от 18 октября 2006 года «О правилах благоустройства города Казани», распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан № 1159-р от 12 июля 2011 года приняты после ввода в эксплуатацию линий связи, и не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до введения их в действие. Кроме того, связь является предметом исключительного ведения Российской Федерации, поэтому ни органы государственной власти Республики Татарстан, ни органы муниципальной власти не имеют полномочий по установлению требований к способам размещения сооружений связи.

Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года №126 «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.

Как видно из материалов дела, 16 декабря 2011 года прокуратурой Приволжского района города Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору всфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан была проведена проверка деятельности ЗАО «<данные изъяты>» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связии воздушно-кабельных переходов.

В ходе указанной проверки выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «<данные изъяты>», и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крышах домов №<адрес>.

При разрешении требований о возложении обязанности на ЗАО «<данные изъяты>» перевести линии связивподземные коммуникации, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1159-р от 12 июля 2011 года в целях обеспечения населения Республики Татарстан качественными услугами информатизации и связи, проведения единой технической политики по развитию телекоммуникационных сетей на территории муниципальных образований Республики Татарстан, обеспечения безопасности функционирования инфокоммуникационной инфраструктуры во время проведения Всемирной летней Универсиады 2013 года вгороде Казани, а также в целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов Республики Татарстан и обеспечения эстетичности их архитектурного облика оператором связи, оказывающим услуги на территории Республики Татарстан, предписано осуществлять развитие и строительство сетей кабельных линий связи подземным способом.

Данный акт вступил всилу 18 сентября 2011 года (опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 7 сентября 2011 № 33).

Согласно этому распоряжению операторы связи должны производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования Республики Татарстан подземнымспособом, без использования подвесных линий, а также обеспечить переводподвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 000 человек.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 июля 2011 года № 1324-р «О составе рабочей группы по организации перевода подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземныекоммуникации» установлено, что завершение работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации должно быть обеспечено до 31 декабря 2011 года.

Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года № 16-48 внесены изменения в Правила благоустройства города Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года №4-14, согласно которым запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).

Решение вступило в силу с 1 июня 2010 года (опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 5 мая 2011 года № 17).

Из содержания пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан № 1159-р от 12 июля 2011 года следует, что органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан предложено обеспечить правовое регулирование в сфере благоустройства населенных пунктов с численностью населения более 50 000 человек (что и сделано путем внесения изменений в Правила благоустройства города Казани), а операторам связи – обеспечить переводподвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникациив указанных населенных пунктах.

Кроме того, пункт 6.5.10 решения Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года №16-48 устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна), не указывая, таким образом, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда.

Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года №126 «О связи» осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126 «О связи» устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.

Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.

Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.

Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Принятие вышеприведенных правовых актов исполнительного органа власти Республики Татарстан и представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства города Казани. Данные акты не устанавливают каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулируют вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявших их органов.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом установлен меньший срок для переоборудования линий связи, чем распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1159-р от 12 июля 2011 года и Соглашением № 1 от 18 ноября 2011 года о сотрудничестве, также не влечет отмену решения суда, так как в его резолютивной части срок не установлен. Указывая в мотивировочной части на целесообразность выполнения работ до 31 августа 2012 года, суд исходил из сроков, установленных пунктом 89 Графиком проведении работ по переводу подвесных линий связи в подземные коммуникации ЗАО <данные изъяты> в 2012 году на территории Республики Татарстан, который является приложением № 2 к вышеуказанному Соглашению.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, так как оно вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права при всестороннем и полном исследовании обстоятельств дела.

Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛА:

заочное решение Советского районного суда города Казани от 4 мая 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО7 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий -

Судьи -