Судья Е.В. Самойлова Дело № 33-6027/12 Учет № 63 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 июня 2012 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Р. Гилманова, судей Ф.В. Хабировой, Р.А. Фахрутдиновой, при секретаре Н.Г. Вдовиной рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ф.В. Хабировой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» – Р.Г. Зайнуллина на решение Московского районного суда г. Казани от 3 апреля 2012 года, которым постановлено: иск Г.З. Габдрахмановой удовлетворить частично. Признать действия Муниципального казенного учреждения «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» по отказу в перерегистрации учетного дела незаконными. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» произвести перерегистрацию учетного дела Г.З. Габдрахмановой в рамках Программы социальной ипотеки. В иске Г.З. Габдрахмановой к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления представителя МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» – Л.Ф. Сабитовой в поддержку жалобы, Г.З. Габдрахмановой, представителя Г.З. Габдрахмановой – З.С. Гильмутдиновой, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Г.З. Габдрахманова обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани»), Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан») о признании действий незаконными и перерегистрации учетного дела. В обоснование иска указала, что с 1995 года она проживает в г. Казани, где сначала училась, затем стала работать в УФСБ по Республике Татарстан. Для поступления на работу Г.З. Габрахманова прописалась постоянно у дальних родственников Гильмутдиновых в принадлежащей им квартире, общей площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>. Однако в данной квартире она не проживает, личных вещей не имеет. Поскольку она имеет постоянное место работы, стабильную, но невысокую заработную плату, в 2008 году истец подала заявление о постановке на учет на получение квартиры по системе социальной ипотеки. <дата> между истцом и НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» был заключен договор социальной ипотеки. В виде задатка для участия в конкурсе ею было заплачено <данные изъяты>. По результатам конкурса была определена будущая собственная квартира <адрес>. <дата> между истцом и представителем НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» был подписан предварительный протокол участия и выбора будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки .... от <дата>. В соответствии с пунктом 2.1 предварительного договора Г.З. Габдрахманова была обязана в течение 30 дней пройти перерегистрацию в Исполнительном комитете МО г. Казани по месту постановки на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке. Во исполнение данного пункта она обратилась в МКУ «Администрация Кировского и Московского района г. Казани», однако ей было отказано в перерегистрации учетного дела с обоснованием: «изменились жилищные условия», в связи с тем, что <дата> З.С. Гильмутдинова зарегистрировала в собственность новую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Застройщик данной квартиры был признан банкротом и в связи с этим дом был введен в эксплуатацию только в 2009 году. Однако истец никакого отношения к данной квартире не имеет, в связи с чем просила признать действия МКУ «Администрация Кировского и Московского района г. Казани» в отказе в перерегистрации учетного дела незаконными и обязать произвести перерегистрацию ее учетного дела. В судебном заседании истец Г.З. Габдрахманова и ее представитель З.С. Гильмутдинова исковые требования поддержали. Представитель ответчика МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» в судебном заседании исковые требования не признал. Представитель ответчика НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» в судебном заседании иск признал. Решением суда исковые требования удовлетворены частично. В апелляционной жалобе представитель МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» – Р.Г. Зайнуллин ставит вопрос об отмене решения суда. Считает решение жилищной комиссии Администрации Кировского и Московского районов г. Казани об отказе в перерегистрации учетного дела Г.З. Габдрахмановой законным и обоснованным, поскольку обеспеченность истца превышает установленную Правилами норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В суде апелляционной инстанции представитель МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» – Л.Ф. Сабитова жалобу поддержала. Г.З. Габдрахманова, ее представитель З.С. Гильмутдинова просили в удовлетворении жалобы отказать. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. В соответствии с пунктом 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Постановлением Руководителя ИК МО г. Казани от 12 июля 2006 года № 1401 «О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по договору социального найма в рамках государственных жилищных программ» учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения. Согласно п.3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется органами местного самоуправления в месячный срок со дня подачи заявления. Пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, признаются разными семьями. Заявителю в постановке на учет отказывается в случае представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в пункте 7.1 настоящих Правил и порядка. Из материалов дела следует, что с <дата> истец Г.З. Габрахманова зарегистрирована в квартире общей площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит на праве общей долевой собственности З.С. Гильмутдиновой, В.Г. Гильмутдинову, Р.В. Гильмутдинову, Г.В. Гильмутдиновой. Истец работает в Управлении ФСБ России по Республике Татарстан в должности медсестры участковой поликлиники Военно-медицинской службы с <дата> по настоящее время. В целях улучшения своих жилищных условий истец Г.З. Габдрахманова обратилась с заявлением о постановке на учет на получение квартиры по социальной ипотеке. <дата> между истцом и СНО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» был заключен договор социальной ипотеки ..... По результатам конкурса от <дата> истцу была определена будущая собственная квартира <адрес>, о чем между истцом и представителем НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» был подписан предварительный протокол участия и выбора будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки .... от <дата>, поручение ..... В соответствии с пунктом 2.1 предварительного договора Г.З. Габдрахманова была обязана в течение 30 дней пройти перерегистрацию в Исполнительном комитете МО г. Казани по месту постановки на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке. Во исполнение данного пункта договора она обратилась в МКУ «Администрация Кировского и Московского района», однако решением комиссии от <дата> ей было отказано в перерегистрации учетного дела в связи с тем, что «совокупный уровень обеспеченности членов семьи общей площадью жилья составляет 26 кв.м.». Однако данное решение комиссии не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Судом установлено, что Г.З. Габдрахманова зарегистрировалась по адресу: <адрес>, в связи с необходимостью трудоустройства, однако в данной квартире не проживает, личных вещей не имеет, членом семьи Гильмутдиновых не является, что подтверждается показаниями истца и ее представителя, актами о ее не проживании в данном жилом помещении и другими материалами дела. Общая площадь данной квартиры составляет <данные изъяты>, однако ее собственниками являются семья Гильмутдиновых, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от <дата>. Г.З. Габдрахманова не является членом семьи Гильмутдиновых, общее хозяйство с ними не ведет, в связи с чем по требованию собственников в любое время ее право пользования данным жилым помещением может быть прекращено. При этом приобретение З.С. Гильмутдиновой права собственности на другое жилое помещение по адресу: <адрес>, и изменение места регистрации членов семьи З.С. Гильмутдиновой, не влияет на жилищные права истца Г.З. Габдрахмановой, которая не имеет какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма, что не оспаривается сторонами. С учетом изложенного суд правильно пришел к выводу, что Г.З. Габдрахманова является работником бюджетной сферы, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем ее требования о признании действий МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» по отказу в перерегистрации учетного дела незаконными и обязании произвести перерегистрацию учетного дела в рамках Программы социальной ипотеки являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и перерегистрация учетных дел осуществляется органом местного самоуправления, то есть МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани», то в иске Г.З. Габдрахмановой к НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» отказано правомерно. Доводы апелляционной жалобы представителя МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» Р.Г. Зайнуллина о том, что решение жилищной комиссии Администрации Кировского и Московского районов г. Казани об отказе в перерегистрации учетного дела Г.З. Габдрахмановой является законным и обоснованным, поскольку обеспеченность истца превышает установленную Правилами норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку противоречат пункту 4 вышеуказанных Правил, которыми предусмотрено, что граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, признаются разными семьями. В данном случае истица не является членом семьи Гильмутдиновых, вышеуказанная жилая площадь принадлежит на праве собственности названной семье, кроме того, Г.З. Габдрахманова и семья Гильмутдиновых ведут раздельное хозяйство, имеют свои источники дохода, имеют отдельный бюджет, поскольку проживают раздельно, что подтверждается актами, составленными с участием соседей и заверенными Управляющей компанией (л.д.22-24), в связи с чем суд пришел к правильному выводу, что они являются разными семьями. Ссылка в апелляционной жалобе представителя МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» Р.Г. Зайнуллина на то, что Г.З. Габдрахманова зарегистрирована как племянница, что свидетельствует о родственных отношениях с семьей Гильмутдиновых, с последними не заключен договор аренды квартиры, также не может повлечь отмену решения по следующим основаниям. В силу статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. 2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. В данном случае Г.З. Габдрахманова к членам семьи собственников жилого помещения Гильмутдиновых не относится, поскольку статусом «супруг, дети и родители» не обладает, а Гильмутдиновы не признают ее членом своей семьи. Таким образом, решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, постановленным с учетом всех доводов сторон и представленных доказательств. Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать. Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Московского районного суда г. Казани от 3 апреля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» – Р.Г. Зайнуллина – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: