О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Судья Е.В. Зыбунова Дело № 33-7321/12

Учет № 54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,

судей Ф.В. Хабировой, В.Г. Сазоновой,

при секретаре С.Р. Каримове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ф.В. Хабировой гражданское дело по апелляционной жалобе З.С. Валиуллиной на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 26 апреля 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска З.С. Валиуллиной к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления представителя З.С. Валиуллиной – Н.В. Богдановой в поддержку жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

З.С. Валиуллина обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее – ИКМО г. Казани) о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указала, что проживает по адресу: <адрес>, является вдовой ветерана боевых действий Х.З. Валиуллина. Истица обратилась в отдел социальной защиты Советского района г. Казани по запросу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако ей было отказано по причине того, что не представлены документы, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Просила признать действие комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Казани от <дата> по отказу в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны неправомерным; обязать комиссию по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Казани включить ее в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

Истица в судебное заседание не явилась.

Представитель истицы в судебном заседании иск поддержала.

Представитель ответчика – ИКМО г. Казани иск не признала.

Судом в качестве соответчика было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – МКУ «Администрация Советского района ИКМО г. Казани»), в качестве третьего лица Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – МКУ «УЖП ИКМО г. Казани»).

Представитель МКУ «Администрация Советского района ИКМО г. Казани» иск не признала.

Представитель третьего лица – Муниципальное учреждение «УЖП ИКМО г. Казани» в судебное заседание не явился.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе З.С. Валиуллина ставит вопрос об отмене решения, указывая, что в общую площадь, на которую ссылается Отдел социальной защиты Советского района г. Казани, включена площадь подвала, которая никак не может быть признана жилой, а также два пристроя. Также указывает, что совокупный уровень обеспеченности площадью на одного члена семьи составляет <данные изъяты>.

В суде апелляционной инстанции представитель З.С. Валиуллиной – Н.В. Богданова жалобу поддержала.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также – погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

2. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Из материалов дела видно, что истица З.С. Валиуллина является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности истцу (<данные изъяты> доля в праве) и ее сыну Ф.Х. Валиуллину (<данные изъяты> доля в праве) на основании свидетельств о праве на наследство по закону от <дата>. Общая площадь дома составляет <данные изъяты>, в том числе жилая площадь составляет <данные изъяты>.

В указанном доме, помимо собственников, проживают члены их семьи – жена Ф.Х. Валиуллина – P.P. Валиуллина и трое их детей. Всего проживает 6 человек, совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в жилом доме составляет <данные изъяты>.

Истица обратилась к ответчику МКУ «Администрация Советского района ИКМО г. Казани» с заявлением о постановке на учет на получение жилой площади, как вдова участника Великой Отечественной войны.

<дата> ответчик отказал в удовлетворении заявления истицы на основании распоряжения .... по мотиву превышения учетной нормы.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно Решению Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года № 10-13 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установить учетную норму площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Основанием для отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий стало обеспеченность общей площадью жилого помещения в размере <данные изъяты>, что составляет более учетной нормы.

Суд обоснованно посчитал, что истица З.С. Валиуллина не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает установленную по г. Казани норму.

Кроме того, жилой дом, в котором она проживает, в установленном порядке непригодным для проживания не признавался, с соответствующим заявлением истица в органы местного самоуправления не обращалась.

С учетом вышеизложенного суд считает отказ ответчика в удовлетворении заявления истицы правомерным, а распоряжение ответчика .... от <дата> в части данного отказа законным.

Доводы апелляционной жалобы З.С. Валиуллиной о том, что в общую площадь, на которую ссылается Отдел социальной защиты Советского района г. Казани, включена площадь подвала, которая никак не может быть признана жилой, а также два пристроя, без учета которых совокупный уровень обеспеченности площадью на одного члена семьи составляет <данные изъяты>, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку согласно данным технического паспорта два пристроя, на которые истица ссылается в жалобе, являются жилыми помещениями, кроме того, в доме имеется веранда площадью <данные изъяты>, которая относится к вспомогательным помещениям и подлежит учету, следовательно, даже при исключении площади подвала (<данные изъяты>) норма общей площади на одного человека превышает установленную по г. Казани (л.д.15 обор.).

Таким образом, решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, постановленным с учетом всех доводов сторон и представленных доказательств.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 26 апреля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу З.С. Валиуллиной – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: