о признании решения об отказе в выплате средств пенсионных накоплений незаконными



Судья О.В.Пичугова Дело № 33-7499/2012

Учет № 27

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 июля 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи О.В. Вишневской,

судей Ф.В. Хабировой, А.С. Янсона,

при секретаре О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.В. Вишневской гражданское дело по апелляционной жалобе истицы О.И. Теплоуховой на решение Советского районного суда города Казани от 29 мая 2012 года, которым отказано в удовлетворении ее исковых требований к негосударственному пенсионному фонду «<данные изъяты>» о признании незаконным решения об отказе в выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица и о признании права на получение средств пенсионных накоплений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истицу в поддержку жалобы, возражения представителя ответчика Кадырова Р.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Теплоухова О.И. обратилась в суд с иском к негосударственному пенсионному фонду «Волга-Капитал» о признании незаконным решения об отказе в выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица и о признании права на получение средств пенсионных накоплений.

В обоснование требований указала, что 2 июля 2011 года умер ее племянник Д.В. Дыдыкин. Решением ответчика .... от 16 апреля 2012 года ей было отказано в выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, поскольку она не является его правопреемником. Считает решение незаконным, так как она является единственным родственником Д.В. Дыдыкина и понесла расходы на его погребение.

В судебном заседании истица свои требования поддержала.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истица О.И. Теплоухова просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку оно не отвечает требования справедливости. Считает, что суд не принял во внимание, что она является единственной родственницей умершего застрахованного лица, его наследницей.

Проверив законность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает его подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 36.5 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае наступления одного из следующих событий в зависимости от того, какое из них наступило ранее: смерти застрахованного лица.

В соответствии с пунктом 3 указанной нормы в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по основанию, предусмотренному абзацем пятым пункта 2 настоящей статьи, фонд обязан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выплатить правопреемнику (правопреемникам) умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, за исключением суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования.

Согласно пункту 1 статьи 36.21 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты либо до корректировки размера этой части указанной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования), выплачиваются правопреемникам застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, страховыми правилами фонда и договором об обязательном пенсионном страховании фонда с застрахованным лицом.

Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании либо в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, поданном в фонд, в соответствии с размером долей, определенным застрахованным лицом в таком договоре или заявлении. При отсутствии указания на размер долей или отсутствии в договоре указания о распределении средств пенсионных накоплений и отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате правопреемникам, распределяются между ними в равных долях.

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 настоящего Федерального закона (если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости – п. 12 ст.9), лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств.

При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:

в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);

во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной частииндивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.

В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, указанных в настоящем пункте, эти средства учитываются в составе резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию. При этом специальная частьиндивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, Дыдыикин Д.В. - племянник Теплоуховой О.И. умер 2 июля 2011 года до назначения трудовой пенсии по старости.

Решением негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>» № 541 от 16 апреля 2012 года Теплоуховой О.И. отказано в выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица ввиду того, что она не является правопреемником Дыдыкина Д.В., так как заявление об определении лиц, которым в случае его смерти может быть произведена выплата средств пенсионных накоплений, учтенных на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, и о порядке распределения между ними указанных средств, Дыдыкин Д.В. при жизни не подавал, и она не относится к числу родственников, указанных в пункте 6 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении исковых требований истицы Теплоуховой О.И., суд исходил из того, что принятое негосударственным пенсионным фондом «Волга-Капитал» решение об отказе в выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица полностью основано на нормах действующего законодательства, поскольку истица по субъектному составу не относится к числу лиц, которым производится выплата средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.

Аргументы истицы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что она является единственной родственницей умершего, а именно его тетей, его наследницей, и на его погребение она понесла расходы, не имеют правового значения для существа рассматриваемого спора. Судом первой инстанции был сделал верный вывод о том, что общие нормы действующего гражданского законодательства о наследовании к данным правоотношениям, связанным с распределением средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, не применяются, поскольку эти правоотношения регулируются специальными законами - Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела и анализе законодательства, им дана правильная правовая оценка, что нашло свое отражение в решении суда.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда города Казани от 29 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Теплоуховой О.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи