Обязать совершить юридически значимые действия в отношении объекта культурного наследия



Судья Л.А. Садыкова Дело № 33-7741/2012

Учет №57

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 августа 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,

судей И.И. Багаутдинова, Р.А. Фахрутдиновой,

при секретаре С.Р. Каримове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе А.А. Андреева на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 30 мая 2012 года, которым постановлено:

заявление Нижнекамского городского прокурора удовлетворить.

Обязать ИП А.А. Андреева заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство на объект культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год», расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, село Шереметьевка, улица Заводская, дом 1.

Обязать ИП А.А. Андреева зарегистрировать в Едином государственном реестре прав обременение права собственности на объект культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год», расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, село Шереметьевка, улица Заводская, дом 1.

Обязать ИП А.А. Андреева установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год», расположенном по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, село Шереметьевка, улица Заводская, дом 1.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя А.А. Андреева А.Г. Коншина в поддержку апелляционной жалобы, прокурора И.А. Золина, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Нижнекамский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к А.А. Андрееву о возложении обязанности оформить охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия с последующей государственной регистрацией обременения права собственности, возложении обязанности установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия.

В обоснование требований указал, что Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 января 1993 года №39 архитектурный памятник «Здание кожевенного завода, 1910 год», расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, село Шереметьевка, улица Заводская, дом 1, внесен в список памятников истории и культуры республиканского значения.

Собственником указанного объекта является ИП А.А. Андреев.

Уточнив заявленные требования, прокурор просил суд обязать А.А. Андреева заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия с последующей государственной регистрацией обременения права собственности, возложении обязанности установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год».

В судебном заседании прокурор уточненные требования поддержал.

Представитель А.А. Андреева иск не признал.

Суд вынес решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.

В апелляционной жалобе А.А. Андреев ставит вопрос об отмене решения, указывая, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе отмечается, что ИП А.А. Андреев не является собственником объекта культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год».

Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России» (далее - Федеральный закон) и пункта 1 статьи 14 Закона Республики Татарстан № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.

В силу пункта 3 статьи 48 Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Собственник объекта культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия (п.4 ст. 48 Закона).

Пунктом 4 статьи 48 Закона установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Согласно статье 27 Федерального закона на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

Из материалов дела следует, что 8 сентября 2011 года А.А. Андреев по договору купли-продажи, заключенному с ФИО1, приобрел в собственность объект недвижимого имущества – шорный цех, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, село Шереметьевка, улица Заводская, дом 1.

10 октября 2011 года за А.А. Андреевым зарегистрировано право собственности на Шорный цех.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №39 от 28 января 1993 года «О включении в Список памятников истории и культуры республиканского значения памятников истории и архитектурных сооружений города Казани и районов Республики Татарстан, исключении из списка памятников истории и культуры памятников, утративших историческое значение, передаче на баланс Министерства культуры Республики Татарстан памятников истории и культуры» «Здание кожевенного завода, 1910 год» включено в список памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники республиканского значения.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №599 от 23 июля 1997 года «О включении в государственные охранные реестры памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского значения объектов, исключенных из числа памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, дополнительно выявленных объектов, и передаче памятников истории и культуры в оперативное управление Министерства культуры Республики Татарстан» Кожевенный завод, 1910-1912 годов, включен в Государственный охранный реестр недвижимых памятников, подлежащих охране, как памятник республиканского значения.

Как усматривается из паспорта на Здание кожевенного завода, составленного 4 марта 1992 года Научно-производственным управлением охраны, контроля, реставрации и использования памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Татарстан, в разделе VI «Исторические сведения» указано, что существующие здание краснокирпичное, двухэтажное, в нем располагается фабрика шорных изделий. Корпус кожевенного завода предположительно построен в 1910-1912 годах на основе существовавшего здесь ремесленного, земского училища. Заводской корпус располагается на западной окраине села Шереметьево.

В разделе VII имеется описание памятника, где указано, что здание кожевенного завода относится к памятникам промышленной культуры рубежа XIX-XX веков, в стиле эклектики «Кирпичный» стиль.

Приложенные к паспорту здания фотографии, а также представленные материалы свидетельствуют о том, что находящийся в собственности ИП А.А. Андреева объект недвижимого имущества – шорный цех, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, село Шереметьевка, улица Заводская, дом 1, является объектом культурного наследия «Здание кожевенного завода, 1910 год».

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Довод апелляционной жалобы о том, что в решении имеется указание на статус А.А. Андреева как ИП, не имеют правового значения.

В данном случае необходимо отметить, что выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия со стороны А.А. Андреева создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 30 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А. Андреева - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи