о признании инвалидности в результате воздействия радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС



Судья Р.С. Бурганов Дело № 33-7307/12

Учет № 53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 августа 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи О.В. Вишневской,

судей А.И. Муртазина, Р.Р. Насибуллина,

при секретаре О.В. Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.В. Вишневской гражданское дело по апелляционной жалобе истца Константинова Я.Н. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 17 мая 2012 года, которым ему отказано в удовлетворении иска к федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертиза по Республике Татарстан», Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству труда и социальной защиты Республики Татарстан об изменении причины инвалидности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца ФИО6 в поддержку жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Константинов Я.Н. обратился в суд с иском к федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертиза по Республике Татарстан», Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству труда и социальной защиты Республики Татарстан об изменении причины инвалидности.

В обоснование иска указал, что <дата> филиалом №4 Главного бюро медико-социальной экспертиза в РТ ему была установлена вторая группа инвалидности со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности по причине общего заболевания. Однако он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в <дата> года и его инвалидность связана с воздействием радиационных факторов, что установлено решением ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова» от <дата>, но в добровольном порядке ответчики отказали в изменении причины инвалидности.

В судебном заседании представитель истца требования поддержала.

Представитель ответчика - федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертиза по Республике Татарстан» иск не признал.

Представители соответчиком Министерства здравоохранения РТ, Министерства труда и социальной защиты РТ в суд не явились.

Привлеченные к участию в деле судом в качестве третьих лиц <данные изъяты> в суд не явились.

Решением суда в удовлетворении иска отказано на том основании, что в решении ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова» от <дата> не указан диагноз, на основании которого была установлена инвалидность по общему заболеванию.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения, поскольку суд неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела. В частности, указывается, что решением экспертного совета определено, что инвалидность связана именно с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а выставленный в решении экспертного совета диагноз был установлен ему еще 2004г., то есть до повторного освидетельствования.

В суд апелляционной инстанции представители ответчика, соответчика, третьи лица не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы убедительными и решение суда подлежащим отмене в части требований, предъявленных к ответчику - федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертиза по Республике Татарстан», к компетенции которого относится вопрос изменения причины инвалидности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Из материалов дела усматривается, что Константинов Я.Н. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г., о чем выдано соответствующее удостоверение.

Первичное освидетельствование в бюро МСЭ истцу проведено <дата> и установлена 2 группа инвалидности по заболеванию: «Остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника, мышечно-тоническая форма, обусловленная грыжей диска L5, выраженная компрессия корешков справа». В качестве причины инвалидности указано общее заболевание.

Повторное освидетельствование в филиале №4 Главного бюро медико-социальной экспертизы по РТ состоялось <дата>, установлена бессрочно вторая группа инвалидности, причина инвалидности – общее заболевание.

Согласно решению экспертного совета Федерального государственного учреждения здравоохранения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени A.M. Никифорова» от <дата> инвалидность Константинова Я.Н. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При этом в заключении указан диагноз: «Церебро-васкулярная болезнь. Атеросклероз церебральных артерий. Хроническая недостаточность мозгового кровообращения с рассеянной микроочаговой симптоматикой и астено-невротическим синдромом. Гипертоническая болезнь II ст., кризовое течение. Ишемическая болезнь сердца: стенокардия напряжения III ФК, атеросклеротический кардиосклероз».

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований Константинова Я.Н. не имеется. При этом суд исходил из того, что инвалидность установлена истцу не по указанному в экспертном заключении диагнозу.

Между тем, указанные выводы нельзя признать правильными, так как суд не определил юридически значимые обстоятельства для дела, а именно, суд не проверил, был ли выставлен истцу диагноз заболеваний, указанных в решении экспертного совета, связанных с воздействием радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС, к моменту повторного освидетельствования.

Из амбулаторной карты Константинова Я.Н., представленной суду апелляционной инстанции, видно, что с <дата> ему диагностировали гипертоническую болезнь II ст. с поражением органов мишеней; с <дата> по <дата> он лечился в Республиканском центре реабилитации МЧС РТ с диагнозом гипертоническая болезнь 2 ст., дисциркулярная энцефалопатия; при обследовании в РКБ МЗ РТ с <дата> по <дата> установлен диагноз: ИБС стенокардии напряжения ФНШ, артериальная гипертензия 2ст., 2 стадия с нарушением органов мишеней; в последующем зафиксированы регулярные обращения к терапевту с диагнозами: ИБС, стенокардия напряжения ФК III; из выписки из истории болезни неврологического отделения РКБ с <дата> по <дата> видно, что истцу установлен диагноз: БЭА мозга органического типа, умеренные с признаками дисфункции средниностволовых структур, цереброваскулярная болезнь, церебральный атеросклероз, хр.ишемия головного мозга 2 ст.

Таким образом, при повторном освидетельствовании в 2007г. инвалидность устанавливалась с учетом всех выявленных заболеваний, имеющихся в медицинской документации, представленной, в том числе экспертному совету. Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет пришел к однозначному выводу, что имеющиеся у истца заболевания, приведшие к инвалидности, связаны с неблагоприятным воздействием радиации. Доказательств обратному бюро №4 ФГУ ГБ МСЭ по РТ не представлено. Более того, ответчиком указано, что медицинское дело Константинова Я.Н. в архиве отсутствует, а утверждение ответчика о том, что при повторном освидетельствовании учитывался только первично установленный диагноз остеохондроз, основывается только на пояснительной записке руководителя бюро №4 ФГЦ «ГБ МСЭ по РТ». Данные доводы не подтверждаются допустимыми доказательствами и не отвечают требованиям достаточности. Доводы ответчика опровергаются вышеприведенными доказательствами, при этом, следует особо отметить, что межведомственный экспертный совет установил причинно-следственную связь с радиационным воздействием не только развившихся у истца заболеваний, но и установленной ему бессрочно в 2007г. инвалидности.

Согласно частям 5-8 статьи 24 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 2, 20 Разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15.04.2003 N17, Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе: общее заболевание; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности (п. 20).

Поскольку уполномоченным органом – межведомственным экспертным советом, бесспорно, установлена причинная связь развившихся у Константинова Я.Н. заболеваний, приведших к инвалидности, с последствиями чернобыльской катастрофы, следовательно, у учреждения медико-социальной экспертизы с момента предоставления соответствующего решения экспертного совета возникла обязанность изменить формулировку причины инвалидности.

В этой связи решение об отказе в удовлетворении иска, предъявленного к надлежащему ответчику - федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертиза по Республике Татарстан», в компетенцию которого входит вопрос изменения причины установленной инвалидности подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 199, 329, пунктом 2 статьи 328, пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 17 мая 2012 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертиза по Республике Татарстан», и в этой части вынести новое решение.

Обязать федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертиза по Республике Татарстан» изменить Константинову Я.Н. формулировку причины инвалидности с «общего заболевания» на «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи