о возложении обязанности по переводу линий связи в подземные коммуникации



Судья Р.Р. Шайдуллин Дело № 33-8744/12

Учет № 57

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 сентября 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова,

судей Н.И. Лукояновой, Ю.Р. Мочаловой,

при секретаре А.С. Шараповой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 июня 2012 года, которым постановлено:

заявление прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворить.

Обязать ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» переоборудовать подвесные линии связи между многоэтажными жилыми домами №№ <адрес>, осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации.

Взыскать с ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере .... рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» В.Г. Евлампиевой в поддержку жалобы, прокурора М.З. Сулейманова, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан М.А. Григорьева, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Набережные Челны (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» о возложении обязанности по переводу линий связи в подземные коммуникации.

В обоснование требований указал, что прокуратурой г.Набережные Челны совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан проведена проверка деятельности ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе проверки выявлен факт монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», расположенных между многоэтажными жилыми домами №№ <адрес>

Прокурор полагал, что размещение линий связи воздушным способом создает реальную угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц. Кроме того, открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к ним.

Также ссылался на нарушение ответчиком Правил благоустройства г.Набережные Челны, которыми запрещено использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов крыш, стен зданий, а также иных сооружений и конструкций.

Просил обязать ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» переоборудовать указанные линии связи, осуществив их перевод в подземные коммуникации.

Прокурор в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» заявление не признала.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан с заявленными требованиями согласился.

Третье лицо ООО ПКФ «Гарант-Сервис» представителя в суд не направило.

Решением суда заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» просит решение суда отменить, указывая, что распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан №1159-р от 12 июля 2011 года, положенное в основу решения, было отменено 10 июля 2012 года. Приводит доводы о том, что размещение ответчиком оборудования осуществлялось в 2007-2008 годах в соответствии с требованиями действующего законодательства. На момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.

Как видно из материалов дела, 4 июня 2012 года прокуратурой г.Набережные Челны совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан была проведена проверка деятельности ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов.

В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», расположенных между многоэтажными жилыми домами №№ <адрес>

При разрешении требований о возложении обязанности на ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» перевести линии связи в подземные коммуникации суд правомерно исходил из следующего.

Решением Городского Совета муниципального образования г.Набережные Челны от 15 декабря 2011 года №15/8 внесены изменения в Правила благоустройства муниципального образования г.Набережные Челны, согласно которым не допускается использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий, а также иных сооружений и конструкций (дымоходы, вентиляционные конструкции, и т.п.).

Это решение опубликовано 28 декабря 2011 года в газете «Челнинские известия» .

Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом «О связи» осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О связи» устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.

Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.

Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.

Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Принятие вышеприведенных правовых актов исполнительного органа власти Республики Татарстан и представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства г.Набережные Челны. Данные акты не устанавливают каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулируют вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявших их органов.

При этом пункт 98.2 решения Городского Совета муниципального образования г.Набережные Челны от 15 декабря 2011 года №15/8 устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений, не указывая, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.

В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан №1159-р от 12 июля 2011 года было признано утратившим силу, и о том, что на момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом, не могут повлечь отмену решения суда и не являются основаниями для отказа прокурору в удовлетворении требований.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи