учет № 57 20 сентября 2012 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гафарова Р.Ф., судей Мочаловой Ю.Р., Сальниковой М.М., при секретаре судебного заседания Шараповой А.С., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя государственного казенного учреждения «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» ФИО8 на решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 июля 2012 года, которым постановлено: иск прокурора Аксубаевского района Республики Татарстан удовлетворить. Обязать государственное казенное учреждение «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги <данные изъяты> путем обустройства тротуаров в черте населенного пункта п.г.т. Аксубаево Республики Татарстан. Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей государственного казенного учреждения «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» ФИО8 и ФИО9 в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя прокурора Аксубаевского района Республики Татарстан – ФИО6, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции УСТАНОВИЛА: прокурор Аксубаевского района Республики Татарстан (далее по тексту - прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о возложении на государственное казенное учреждение «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» (далее по тексту – ГКУ «Главтатдортранс») обязанности принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги. В обоснование своих требований прокурор ссылается на результаты проверки, проведенной совместно с инспектором отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аксубаевскому району Республики Татарстан, на предмет соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автодороги регионального значения <данные изъяты> Проверкой установлено, что вышеуказанный участок автомобильной дороги, проходящий через населенный пункт <данные изъяты>, не обустроен тротуарами. Поскольку по этой дороге осуществляется интенсивное движение пешеходов и автотранспорта, в том числе транзитного, а вдоль автодороги расположены два многоквартирных жилых дома, прокурор просит обязать ГКУ «Главтатдортранс» принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на данном участке путем обустройства тротуаров в черте населенного пункта <данные изъяты> В судебном заседании представитель прокурора ФИО7 поддержал заявленные требования. Представитель ГКУ «Главтатдортранс» ФИО8 с требованиями прокурора не согласилась, в письменном отзыве указала, что дорожные работы осуществляются в соответствии с программой дорожных работ, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Татарстан. Деятельность ГКУ «Главтатдортранс» в качестве государственного заказчика на выполнение дорожных работ осуществляется на основании государственного задания в пределах утвержденных программ бюджетного финансирования. Следовательно, ГКУ «Главтатдортранс» не вправе осуществлять какие-либо работы, выходящие за пределы государственного задания и бюджетного финансирования. Отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аксубаевскому району Республики Татарстан, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание представителя не направило при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела. Суд принял решение об удовлетворении требований прокурора. В апелляционной жалобе ГКУ «Главтатдортранс» ставится вопрос об отмене решения суда, так как судом не приняты во внимание доводы об отсутствии у ответчика права осуществлять работы, не предусмотренные программой дорожных работ и государственным заданием. Судом также не учтено, что обустройство тротуаров на данном участке в соответствии с установленными нормативами ширины тротуаров за счет полосы отвода технически невозможно. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ГКУ «Главтатдортранс» ФИО8 и ФИО9 поддержали апелляционную жалобу. Представитель прокурора – ФИО10 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным. Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) дано понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона к элементам обустройства автомобильных дорог, в частности, отнесены пешеходные дорожки и тротуары. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автомобильные дороги. Статьей 12 Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Как видно из материалов дела, автомобильная дорога <данные изъяты> протяженностью 48,9 км включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2003 года № 702. В соответствии с распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений от 16 июля 2009 года № 1512-р участок указанной автомобильной дороги от <данные изъяты>, введенный в эксплуатацию в 1969 года, закреплен на праве оперативного управления за ГКУ «Главтатдортранс». Проверкой, проведенной прокуратурой Аксубаевского района Республики Татарстан, установлено, что участок автодороги <данные изъяты>, проходящий через населенный пункт <данные изъяты>, не обустроен тротуарами. Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Уставом ГКУ «Главтатдортранс» в качестве предмета его деятельности определено осуществление государственных функций в сфере проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений путем исполнения функций государственного заказчика, заказчика-застройщика. Поскольку данным учреждением не принимаются меры по оборудованию тротуаров, что нарушает права неопределенного круга жителей Аксубаевского муниципального района, суд пришел к выводу о необходимости возложить обязанность по устранению такого нарушения на ответчика – ГКУ «Главтатдортранс». В обоснование такой позиции приведены нормы Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также требования пункта 4.5.1.1 Национального стандарта ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Вместе с тем суд не учел положений Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающих порядок планирования, финансирования и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих правовую и экономическую основу деятельности казенных учреждений. Так, статьей 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что планирование дорожной деятельности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. В соответствии со статьей 15 Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 33 Федерального закона установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Как следует из статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта «а» пункта 3 Положения о формировании государственного задания в отношении государственных учреждений Республики Татарстан и финансовом обеспечении его выполнения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 апреля 2010 г. № 308, государственное казенное учреждение действует в рамках государственного задания, формируемого главным распорядителем средств бюджета Республики Татарстан, в ведении которого оно находится. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 января 2012 года № 19 утверждена Программа дорожных работ на 2012 год в сумме 12269000,0 тысяч рублей, том числе подпрограммы: строительство, реконструкция автомобильных дорог и мостовых сооружений в сумме 3600000,0 тысяч рублей; ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений в сумме 5785418,592 тысячи рублей; содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений регионального значения в сумме 2562460,0 тысяч рублей; прочие работы, услуги и прочие расходы в сумме 321121,408 тысяч рублей. На основании данной программы ГКУ «Главтатдортранс», выступая в качестве государственного заказчика и действуя в рамках государственного задания, размещает заказы на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в пределах вышеприведенных значений. При этом государственный заказчик не вправе размещать заказы на выполнение работ, не предусмотренных программой, и выходить за пределы утвержденного бюджетного финансирования. Таким образом, разрешение судом вопроса о реконструкции дороги путем возложения также обязанности на ГКУ «Главтатдортранс» без привлечения органов исполнительной власти Республики Татарстан, формирующих программы дорожных работ и государственное задание для данного учреждения, судебная коллегия считает неправомерным. Кроме того, при рассмотрении данного дела судом не исследован вопрос о технической обоснованности и возможности обустройства тротуаров на данном участке дороги. По смыслу взаимосвязанных положений статей 14, 15, 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при планировании, осуществлении и финансировании дорожной деятельности должна быть принята во внимание необходимость приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов. В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Как следует из пункта 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 150, такая оценка проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения – органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением. Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Таким образом, необходимость проведения дорожных работ и их конкретные виды устанавливаются по результатам оценки технического состояния дороги, которая проводится уполномоченными органами в определенном порядке. Однако в материалах дела данные оценки технического состояния дороги отсутствуют, заключений уполномоченных органов о несоответствии дороги техническим регламентам также не имеется. Вывод о необходимости реконструкции дороги сделан судом, исходя из акта проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, подписанного заместителем прокурора, и положений пункта 4.5.1.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст. Между тем статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлен принцип добровольности применения документов в области стандартизации. Пунктом 4.2 Национального стандарта ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», также установлено, что обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности. Возлагая на ответчика обязанность по обустройству автодороги тротуарами, суд также оставил без внимания то обстоятельство, что тротуары не были предусмотрены проектной документацией при строительстве дороги, вследствие чего отсутствует возможность обустройства тротуаров за счет полосы отвода, и проведение таких работ влечет изменение границ полосы отвода автомобильной дороги. В силу статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона, предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку данных о том, предусмотрено ли изменение полосы отвода документацией по планировке территории, возможно ли предоставление земельного участка для реконструкции дороги, прокурором не представлено, а суд этих обстоятельств не установил, решение суда о возложении обязанности по обустройству тротуаров на ГКУ «Главтатдортранс» не соответствует принципу исполнимости судебных решений. Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также не применены нормы материального закона, подлежащие применению, в связи с чем решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 1 и 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции ОПРЕДЕЛИЛА: решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 июля 2012 года по данному гражданскому делу отменить и принять новое решение. В удовлетворении требований прокурора Аксубаевского района Республики Татарстан о возложении на государственное казенное учреждение «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги <данные изъяты> путем обустройства тротуаров в черте населенного пункта <данные изъяты> – отказать. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан. Председательствующий - Судьи -