о возложении обязанности по переоборудованию подвесных линий связи путем их перевода в поземные коммуникации



Судья: Габидуллина А.Г. дело № 33-10214/2012

учет № 57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 октября 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.,

судей Мочаловой Ю.Р., Сальниковой М.М.,

при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя закрытого акционерного общества <данные изъяты> ФИО12 на решение Советского районного суда города Казани от 24 июля 2012 года, которым постановлено:

иск прокурора Советского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу <данные изъяты> о возложении обязанности по переоборудованию подвесных линий связи путем перевода их в подземные коммуникации – удовлетворить.

Обязать закрытое акционерное общество <данные изъяты> в срок до 31 декабря 2012 года привести в соответствие с требованиями действующего законодательства подвесные линии связи, проложенные к домам <адрес>, осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации.

Взыскать с закрытого акционерного общества <данные изъяты> в федеральный бюджет судебные издержки в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя закрытого акционерного общества <данные изъяты> ФИО13 в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя прокурора Советского района города Казани – ФИО14 представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан – ФИО15 обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛА:

прокурор Советского района города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к закрытому акционерному обществу <данные изъяты> (далее - ЗАО <данные изъяты>) о возложении обязанности по переоборудованию подвесных линий связи путем перевода их в подземные коммуникации.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результаты проверки соблюдения законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в деятельности ЗАО <данные изъяты>, проведенной совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан. В ходе проверки выявлен факт монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО <данные изъяты> на вентиляционных шахтах, расположенных на крышах домов <адрес>. При этом каких-либо договоров с обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, осуществляющей управление данными многоквартирными домами, не имеется, равно как не имеется и согласия собственников жилых помещений на размещение подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов.

Размещение подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов нарушает требования пунктов 6.5.10 и 6.5.11 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы № 4-12 от 18 октября 2006 года, устанавливающих запрет на пересечение автомобильных дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию, а также на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений.

Поскольку размещение линий связи воздушным способом создает угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов, а открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, прокурор просил обязать ЗАО <данные изъяты> привести в соответствии с требованиями действующего законодательства указанные линии связи, осуществив их перевод в подземные коммуникации.

В судебном заседании представитель прокурора ФИО8 поддержала заявленные требования.

Представитель ЗАО <данные изъяты>» ФИО9 с заявлением не согласился, полагая, что требования прокурора не основаны на нормах действующего законодательства.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан ФИО10 с требованиями прокурора согласилась.

Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило.

Суд принял решение об удовлетворении требований прокурора.

В апелляционной жалобе представитель ЗАО <данные изъяты> ФИО9 просит отменить решение суда, поскольку размещение оборудования в жилых домах осуществлялось в 2007-2008 годах при отсутствии каких-либо правил, устанавливающих обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом. Поскольку связь является предметом исключительного ведения Российской Федерации, ни органы государственной власти Республики Татарстан, ни органы муниципальной власти не имеют полномочий по установлению требований к способам размещения сооружений связи. В жалобе также указывается, что действующие Правила благоустройства города Казани, определяя требования в сфере благоустройства, не устанавливают обязанности по переоборудованию существующих линий связи. Кроме того, на момент вынесения решения суда признано утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан № 1159-р от 12 июля 2011 года, предписывающее осуществлять перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации. С 10 августа 2012 года вступила в силу новая редакция Правил благоустройства города Казани, устранившая запрет на размещении линий связи воздушным способом в случаях, если установка таких линий иным способом невозможна.

В суде апелляционной инстанции представитель ЗАО <данные изъяты> ФИО9 поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель прокурора Советского района города Казани ФИО11 и представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан ФИО10 выразили согласие с решением суда.

Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.

Как видно из материалов дела, 6 апреля 2012 года прокуратурой Советского района города Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан проведена проверка деятельности ЗАО <данные изъяты> на предмет соблюдения законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов.

В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО <данные изъяты> на вентиляционных шахтах, расположенных на крышах домов <адрес>.

При разрешении требований о возложении обязанности на ЗАО <данные изъяты> перевести линии связи в подземные коммуникации суд правомерно исходил из следующего.

Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года № 16-48 внесены изменения в Правила благоустройства города Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года № 4-12, согласно которым запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).

В новой редакции Правил благоустройства города Казани, утвержденной решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года № 4-14, также содержатся нормы, не допускающие использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходов, вентиляции, антенн систем коллективного приема телевидения и радио, фронтонов, козырьков, дверей, окон).

Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.

Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи.

Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.

Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Принятие правового акта представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства города Казани. Данный акт не устанавливает каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулирует вопросы благоустройства муниципального образования, что входит в компетенцию принявшего его органа.

Кроме того, как пункт 6.5.10 Правил благоустройства города Казани в редакции решения Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года № 16-48, так и пункт 73 Правил благоустройства города Казани в редакции решения Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года № 4-14, не допускают использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений, при этом не оговаривается, что данный запрет устанавливается лишь в отношении первоначально размещаемых оборудования и линий связи.

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы о признании распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июля 2011 года № 1159-р утратившим силу, а также об отсутствии на момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи обязанности осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом не могут повлечь отмену решения суда.

Довод апелляционной жалобы о том, что пунктом 72 Правил благоустройства города Казани в редакции решения Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года № 4-14 устранен запрет на размещение линий связи воздушным способом в тех случаях, если установка таких линий иным способом невозможна, по мнению судебной коллегии, основан на неправильном толковании данной нормы.

Так, согласно пункту 71 Правил размещение кабельных линий связи, телевидения, радио, Интернета и иных подобных сетей, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий, осуществляется подземным способом (в траншеях, каналах, тоннелях). Пунктом 72 Правил проводка наружных коммуникаций к зданиям иным способом (воздушным, надземным) допускается только в случае невозможности размещения их под землей при условии получения соответствующих технических условий эксплуатирующих организаций.

В пункте 73 Правил перечислены предметы, которые не допускается использовать в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов.

Как следует из буквального толкования вышеприведенных норм, положения пункта 72 не устраняют установленного пунктом 73.3 запрета на использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений, нарушение которого и является в данном случае предметом спора.

Исходя из изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Следует отметить, что установление судом срока переоборудования подвесных линий связи в подземные коммуникации не может повлечь отмену правильного по существу решения суда, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на суд возложена такая обязанность при вынесении решения. При этом процессуальное законодательство предусматривает право ответчика обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани от 24 июля 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя закрытого акционерного общества <данные изъяты> ФИО9 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий -

Судьи -