о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Судья С.Р. Мухаметзянова дело № 33-9819/2012

учет № 27

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 сентября 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина

при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани Республики Татарстан на решение Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 июля 2012 года, которым постановлено:

Иск Сабирова С.Г. удовлетворить.

Включить Сабирову С.Г. в стаж, дающий право на досроч-ную трудовую пенсию в связи с вредными условиями труда, периоды с 23 февраля 1981 года по 19 сентября 1982 года и с 25 сентября 1982 года по 26 сентября 1982 года.

Признать за Сабировым С.Г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда по Списку №1.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани назначить Сабирову С.Г. трудовую пенсию по старости с 28 апреля 2012 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани в пользу Сабирова С.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани Республики Татарстан Е.В. Юскевич, поддержавшую апелляционную жалобу, и пояснения С.Г. Сабирова, возражавшего удовлетворению жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

С.Г. Сабиров обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани Республики Татарстан (далее - УПФ России в Московском районе города Казани) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, указав, что он с 23 февраля 1981 года по 26 сентября 1982 года, за исключением периода нахождения в административном отпуске с 20 по 24 сентября 1982 года, работал в должности машиниста пленочного экструдера по производству полиэтилена высокого давления (<данные изъяты>) в открытом акционерном обществе «<данные изъяты>» (ОАО «<данные изъяты>») на вредных условиях труда согласно Списку №1, 16 ноября 2011 года обратился с соответствующим заявлением к ответчику, который решением от 25 ноября 2011 года в назначении испрашиваемой пенсии ему отказал за недоказанностью занятости в основном технологическом процессе по производству <данные изъяты>.

Истец, уточнив требования, просил суд возложить на УПФ России в Московском районе города Казани обязанность включить оспариваемые периоды в льготный стаж по Списку №1 и назначить ему с 28 апреля 2012 года досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных условиях труда.

В судебном заседании истец и представитель третьего лица ОАО "<данные изъяты>" Г.Г. Зиганшина иск поддержали.

Представитель ответчика Р.Р. Насыбуллина иск не признала.

Суд иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе УПФ России в Московском районе города Казани ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, утверждая о недоказанности истцом занятости в основном (технологическом) процессе по производству <данные изъяты>.

Судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в подпункте "а" пункта 1 определено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Исходя из раздела VIII "Химическое производство" Списка №1 от 1956 года право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготном размере имеют рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в цехах и отдельных установках по производству углеводородов и их соединений.

Списком №1 от 1991 года в разделе VIII "Химическое производство" также определено, что право на льготную пенсию имеют рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производстве углеводородов и их соединений (код позиции 1080А010).

Из материалов дела следует, что 16 ноября 2011 года С.Г. Сабиров обратился в УПФ России в Московском районе города Казани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда.

Решением ответчика №.... от 25 ноября 2011 года истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости отказано, при этом признана фактическая выработка льготного стажа продолжительностью в 7 лет 11 дней, в которую не зачтены, в частности, периоды работы с 23 февраля 1981 года по 26 сентября 1982 года в должности машиниста пленочного экструдера в цехе №.... завода <данные изъяты> ОАО "<данные изъяты>" на том основании, что в этот период истец не был занят в основном технологическом процессе производства <данные изъяты>.

Удовлетворяя иск С.Г. Сабирова и постановляя соответствующее решение, суд первой инстанции исходил из того, что по делу находит подтверждение занятость истца в спорный период в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели на работах с вредными условиями труда согласно Списку №1 от 1956 года.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Льготный характер работы С.Г. Сабирова в спорный период и его право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда по Списку №1 подтверждается совокупностью представленных в деле и исследованных судом первой инстанции доказательств, в частности, справкой работодателя (ОАО "<данные изъяты> от 09 ноября 2011 года №...., согласно которой работа истца в период с 23 февраля 1981 года по 26 сентября 1982 года по должности машиниста пленочного экструдера выполнялась в цехе №.... по производству <данные изъяты> на условиях полного рабочего дня и соответствовала Списку №1 от 1991 года по разделу VIII (код позиции 1080А010).

Данная справка, имеющая обоснованием приказ №.... от 27 мая 1963 года о пуске цеха №...., технологический регламент производства <данные изъяты> от 23 августа 1977 года №...., а также приказы по личному составу и лицевые счета за 1981 - 1991 годы, скреплена подписями уполномоченных должностных лиц и печатью ОАО "<данные изъяты>", обоснованно принята судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства исковых требований С.Г. Сабирова.

Кроме того, в акте проверки от 01 декабря 2011 года имеется указание ответчика на утвержденный по производственному объединению "<данные изъяты>" список 1975 года профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размера согласно Спискам №1 и №2, в котором должность машиниста экструдера в цехе №.... отнесена к Списку №1 от 1956 года.

Довод УПФ России в Московском районе города Казани в апелляционной жалобе о недоказанности истцом своей занятости в основном (технологическом) процессе по производству <данные изъяты>, отклоняется, как опровергающийся представленными в материалах дела и оцененными судом первой инстанции доказательствами. Таким образом, поскольку специальный стаж работы истца во вредных условиях с учетом оспариваемого периода превышает требуемые 7 лет и 6 месяцев и данное обстоятельство, учитывая возраст заявителя и страховой стаж, является основанием для признания за ним права на досрочное (со дня обращения за ней) назначение трудовой пенсии по старости, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования.

Принимается во внимание и то, что судом первой инстанции обоснованно исключен из периодов, подлежащих включению в специальный стаж по Списку №1, период нахождения истца на административном отпуске (с 20 по 24 сентября 1982 года) без сохранения заработной платы, как не имеющий необходимой обусловленности с исполнением трудовых обязанностей.

При таких обстоятельствах, учитывая, что по состоянию на 28 апреля 2012 года, исходя из уменьшения пенсионного возраста до 52 лет, то есть на один год за каждые полный год работы, истцом выработан требуемый специальный стаж, правомерно возложена судом первой инстанции обязанность на пенсионный орган назначить С.Г. Сабирову трудовую пенсию по старости досрочно - с указанной выше даты.

Все значимые для дела обстоятельства, как и доводы сторон, представленные ими доказательства судом первой инстанции исследованы, оценены, постановленное им решение не противоречит нормам материального, процессуального права.

Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 июля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи