О признании права собственности на наследственное имущество



Судья Н.Г. Такаева Дело № 33-9774/12

Учет №35

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 сентября 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.А. Валишина, судей И.И. Багаутдинова, С.А. Телешовой, при секретаре А.М. Зиятдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.А. Телешовой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Х.Х. Камаловой – А.Д. Эдилерского на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 31 июля 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Х.Х. Камаловой к А.М. Шафтуллиной об установлении факта владения и пользования Г.А. Шакировой жилым домом <адрес>, и признании за Х.Х. Камаловой права собственности на него в порядке наследования, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Х.Х. Камаловой - А.Д. Эдилерского, поддержавшего апелляционную жалобу, Н.Н. Шакирова, согласившего с апелляционной жалобой, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Х.Х. Камалова обратилась в суд с иском к А.М. Шафтуллиной об установлении факта владения и пользования имуществом, признании права собственности на наследственное имущество. В обоснование иска указала, что <дата> умерла ее мать Г.А. Шакирова, после смерти которой, истица, а также ее братья Р.Х. Шакиров, Н.Х. Шакиров и сестра Н.Х. Шафтуллина, являющиеся наследниками по закону первой очереди после смерти матери, фактически приняли наследство, а именно поделили между собой имущество, принадлежащее матери - мебель, телевизор, холодильник, сундук и договорились о том, что в доме матери, расположенном по адресу: <адрес>, будет временно проживать сын Н.Х. Шафтуллиной (сестры истицы) – Р.В. Шафтуллин. В 2008 году Р.В. Шафтуллин умер. В настоящее время вышеуказанный дом пришел в запустение, в нем никто не проживает, жена Р.В. Шафтуллина – ответчица по делу А.М. Шафтуллина также выехала из дома в неизвестном направлении. После смерти Р.В. Шафтуллина истицей была получена выписка из похозяйственной книги на спорный дом, в которой данные главы семьи исправлены с Г.А. Шакировой на Р.В. Шафтуллина. Поскольку данный жилой дом является собственностью матери истицы, Х.Х. Камалова просила установить факт владения, пользования и распоряжения Г.А. Шакировой, умершей <дата>, жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, и признать за истицей право собственности на указанный жилой дом в порядке наследования.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представитель истицы - А.Д. Эдилерский исковые требования поддержал.

Ответчица - А.М. Шафтуллина о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в суд не явилась.

Третье лицо – Н.Н. Шакиров с иском согласился.

Третье лицо - Р.Х. Шакиров, нотариус Тукаевского нотариального округа Республики Татарстан - Х.Х. Кубиева о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции извещались надлежащим образом, в суд не явились.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Принимая данное решение, суд исходил из того, что факт владения и пользования на праве собственности Г.А. Шакировой спорным жилым домом надлежащим образом не подтвержден. Кроме того, суду не представлены доказательства, подтверждающие родственные отношения истицы и Г.А. Шакировой, умершей <дата>.

В апелляционной жалобе представитель Х.Х. Камаловой – А.Д. Эдилерский просит об отмене решения суда. В обоснование апелляционной жалобы приводит те же доводы, что и в обоснование заявленных исковых требований.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с положениями статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР, при наследовании по закону наследниками в равных долях являются:

в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;

В силу статьи 546 Гражданского кодекса РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять.

Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

В силу статьи 547 Гражданского кодекса РСФСР, срок для принятия наследства, установленный статьей 546 настоящего Кодекса, может быть продлен судом, если он признает причины пропуска срока уважительными. Наследство может быть принято после истечения указанного срока и без обращения в суд при условии согласия на это всех остальных наследников, принявших наследство.

В силу пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Из материалов дела следует, что <дата> умерла Г.А. Шакирова, которая проживала в доме <адрес>.

Согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной <дата> муниципальным образованием <данные изъяты>, земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером .... расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения Р.В. Шафтуллину, умершему <дата>.

Как следует из ответов Управления Росреестра по Республике Татарстан и Тукаевской группы МРФ № 8 РГУП БТИ МСАЖКХ РТ на запросы суда, право собственности на жилой дом <адрес> не зарегистрировано.

Из свидетельства о рождении истицы, указывающей, что она является дочерью Г.А. Шакировой, умершей <дата>, следует, что ее матерью является Шакирова Г.. Каких-либо иных документов, подтверждающих родственные отношения истицы и умершей Г.А. Шакировой, в частности, повторного свидетельства о рождении, выданного на основании исправленной актовой записи о рождении истицы, либо судебного решения об установлении факта родственных отношений между истицей и Г.А. Шакировой, суду не представлено, так же как и доказательств принятия истицей наследства после смерти Г.А. Шакировой в установленный законом срока, либо судебного решения, которым установлен факт принятия наследства истицей или восстановлен пропущенный срок для принятия наследства.

С учетом установленных обстоятельств, судом первой инстанции обоснованно оказано в удовлетворении исковых требований Х.Х. Камаловой.

Доводы, приведенные представителем истицы в апелляционной жалобе, не влияют на правильность принятого судом решения и не могут служить основанием для его отмены. Данные доводы приводились в обоснование исковых требований, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна

Поскольку обстоятельств, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, решение суда могло бы быть отменено, судебной коллегией не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 31 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Х.Х. Камаловой – Э.Д. Эдилерского, – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий:

Судьи: