О признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности



Судья Г.З. Латыпова Дело № 33-9915/2012

Учет № 27

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 сентября 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина,

при секретаре судебного заседания А.А. Глейдман,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 1 августа 2012 года, которым постановлено:

признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан от 15 июня 2012 года об отказе Нургаязову С.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии несоответствующим закону.

Обязать УПФР включить Нургаязову С.Г. в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, период службы в Вооруженных Силах по призыву с 15 ноября 1979 года по 14 декабря 1981 года как один день военной службы за два дня работы и назначить ему досрочную пенсию по возрасту в связи с осуществлением педагогической деятельности с <дата>.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Шмелевой А.В. в поддержку жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Нургаязов С.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан о признании о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата> он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением ответчика в этом ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

С данным отказом Нургаязов С.Г. не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтен период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 15 ноября 1979 года по 14 декабря 1981 года. Кроме этого, по мнению истца, к данному периоду должен быть применен льготный порядок исчисления – из расчета один день службы за два дня работы в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих». Поэтому он просил суд признать принятое ответчиком решение незаконным, возложив на него обязанность по включению указанного выше периода в его специальный педагогический стаж в льготном исчислении и назначению ему пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением в орган пенсионного фонда.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности, указывается на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении.

Нургаязовым С.Г. направлено письменное возражение на апелляционную жалобу, в котором указывается на несогласие с изложенными в ней доводами в связи с их необоснованностью.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене и изменению.

В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что <дата> Нургаязов С.Г. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением ответчика от <дата> в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа – 25 лет. В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено 22 года 9 месяцев 1 день. При этом приведенный выше спорный период военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР в данный стаж ответчиком включен не был.

Разрешая заявленные Нургаязовым С.Г. требования и включая в стаж его работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период службы в составе Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении – из расчета один день службы за два дня работы, суд исходил из положений абзаца первого пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Между тем, пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 11 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает включение периода прохожде-ния военной службы в страховой, но не в льготный стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона.

При этом пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 30 от 21 января 2002 года «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Вместе с этим положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

В период военной службы истца по призыву с 15 ноября 1979 года по 14 декабря 1981 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 1959 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Данный период относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Однако в вышеприведенном Положении отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, в соответствии с действующим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые не предусматривают возможности для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву, в том числе в льготном исчислении.

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Из анализа приведенной нормы права следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего, а не специального педагогического стажа при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах положения абзаца первого пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к спорным правоотношениям не применимы, поскольку не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.

Принимая во внимание изложенное, принятое судом первой инстанции решение в части включения в специальный стаж Нургаязова С.Г., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указанного выше периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР в льготном исчислении не может быть признано законным, в связи с чем в этой части подлежит изменению с зачетом данного периода в указанный стаж в календарном порядке.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда не имелось правовых оснований для возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республи­ки Татарстан обязанности по назначению Нургаязову С.Г. досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку при календарном исчислении периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР необходимый для этого специальный трудовой стаж на день обращения в орган пенсионного фонда у него отсутствовал. Поэтому решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении данных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 1 августа 2012 года в части включения в специальный стаж Нургаязова С.Г. периода военной службы по призыву с 15 ноября 1979 года по 14 декабря 1981 года в льготном исчислении – из расчета один год службы за два года трудового стажа изменить, возложив на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан обязанность по включению данного периода в стаж работы Нургаязова С.Г., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном исчислении.

Решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 1 августа 2012 года по данному делу в части возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан обязанности по назначению Нургаязову С.Г. досрочной трудовой пенсии по старости <дата> отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи