о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью



Судья И.А.Кулиев Дело № 33-9876/12

Учет № 27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2012 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Н.А.Губаевой,

судей Г.А.Сахиповой, О.В.Вишневской,

при секретаре О.В.Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г.Казани на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 26 июля 2012 года, которым постановлено:

Иск ФИО6 удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г.Казани включить в стаж медицинской деятельности Н.Б.Муртазиной периоды:

- с 23 октября 1995 года по 13 декабря 1995 года, с 28 февраля 2001 года по 30 марта 2001 года, с 1 октября 2001 года по 21 октября 2001 года - нахождение на курсах повышения квалификации;

- с 7 апреля 2005 года по 29 декабря 2011 года - в должности главной медицинской сестры в ОАО «<данные изъяты>»

- с 30 декабря 2011 года по 31 декабря 2011 года - в должности главной медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>»

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г.Казани в пользу Н.Б.Муртазиной <данные изъяты> руб. в порядке возврата государственной пошлины.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав объяснения Н.Б.Муртазиной, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Н.Б.Муртазина обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г.Казани (далее - УПФ) о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи медицинской деятельностью.

В обоснование иска указала, что ответчик не засчитал в медицинский стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 23 октября 1995 года по 13 декабря 1995 года, с 28 февраля 2001 года по 30 марта 2001 года, с 1 октября 2001 года по 21 октября 2001 года, период работы в должности главной медицинской сестры в ОАО «<данные изъяты>» с 7 апреля 2005 года по 29 декабря 2011 года, период работы в должности главной медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» с 30 декабря 2011 года по 31 декабря 2011 года.

В связи с этим, уточнив в ходе судебного разбирательства по делу, истица просила обязать ответчика включить в ее медицинский стаж указанные периоды работы, признать ее право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью, и обязать ответчика назначить пенсию с 5 августа 2012 года.

Представитель ответчика извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причина неявки не известна, заявления об отложении дела не поступило.

Суд иск удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с данным судебным постановлением в части включения в специальный стаж истицы периодов ее работы с 7 апреля 2005 года по 29 декабря 2011 года и с 30 декабря 2011 года по 31 декабря 2011 года, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на то, что наименование таких учреждений как ОАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» Списком должностей и учреждений 2002 года не предусмотрено.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как видно из материалов дела, с 3 сентября 1991 года истица работала с <данные изъяты> г.Казани в должности главной медицинской сестры.

С 1 июня 1994 года Хозрасчетная стоматологическая поликлиника №9 г.Казани переименована в <данные изъяты> г.Казани, с 7 апреля 2005 года - в ОАО «<данные изъяты>», а с 30 декабря 2011 года – в ООО «<данные изъяты>», данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истицы, а так же приобщенными к делу Уставами ОАО «Стоматологическая поликлиника №9» и ООО «Стоматологическая поликлиника №9».

Н.Б.Муртазина 7 июня 2012 года обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии.

Решением УПФ .... от 15 июня 2012 года истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого медицинского стажа 30 лет.

Как следует из названного Решения УПФ, в медицинский стаж истицы не включены периоды работы:

- с 23 октября 1995 года по 13 декабря 1995 года, с 28 февраля 2001 года по 30 марта 2001 года, с 1 октября 2001 года по 21 октября 2001 года - нахождение на курсах повышения квалификации;

-с 7 апреля 2005 года по 29 декабря 2011 года - в должности главной медицинской сестры в ОАО «<данные изъяты>»

-с 30 декабря 2011 года по 31 декабря 2011 года - в должности главной медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>»

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что периоды работы истицы в должности главной медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» и в ООО «<данные изъяты> подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.

Данный вывод суда первой инстанции является правильным и соответствует обстоятельствам дела.

Ссылка в апелляционной жалобе ответчиком на отсутствие наименования учреждении в Списке 2002 года, отклоняется Судебной коллегией по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В разделе «Наименование должности» данного Списка указаны «Врачи-специалисты всех наименований», при этом в пунктах 1, 9 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены «Больницы всех видов», «Поликлиники всех наименований».

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то, что, сохраняя для лиц, осуществлявших, к примеру, лечебную деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия для назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях здравоохранения, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, то до момента установления аналогичного правового механизма периоды осуществления лечебной деятельности подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от статуса учреждения, в котором работал истец, как государственного или муниципального, поскольку данное обстоятельство само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, что является недопустимым.

Поскольку по делу достоверно установлен тот факт, что истица в оспариваемые периоды работала в должности главной медицинской сестры, суд первой инстанции правомерно включил работу истицы в указанные периоды в ее специальный стаж.

Все значимые для спора обстоятельства, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции исследованы и оценены, постановленное им решение не противоречит материальному и процессуальному законам.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 26 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г.Казани - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи