о перерасчете пенсии



Судья Р.М. Миннегалиева дело № 3966

учет № 27

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой, Г.А. Сахиповой,

при секретаре О.В. Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г. Габдуллина гражданское дело по кассационной жалобе Мартынова Н.П. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 1 марта 2011 года, которым постановлено:

Иск Мартынова Н.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г. Казани об обязании назначить досрочную пенсию по возрасту начиная с 2005 года и произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мартынов Н.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г. Казани о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по возрасту начиная с 2005 года и произвести перерасчет пенсии. При этом истец указал, что с 1976 года по 2000 год работал в Казанском речном порту (в настоящее время ОАО «Азимут») в должности лебедчика-моториста, моториста-рулевого. В 2010 Мартынов Н.П. обратился к ответчику за назначением досрочной пенсии. Пенсия по старости назначена истцу с 1 июня 2010 года. Как следует из справки от 24 февраля 2010 года, предоставленной ОАО «Азимут», Мартынов Н.П. работал на судах: з/с «Портовый-611», з/с «ПЧС-450-11», з/с «Прага-1», т/х «Окский-42», т/х «Окский-39», т/х «Метеор-48», т/х «Метеор-193», т/х «Ракета-118», т/х «Ракета-247», кроме того, работал машинистом котельной (на угле и сланце), в том числе был занят на удалении золы, что дает право на досрочное назначение трудовой пенсии с 55 лет. Однако вследствие того, что им данная справка была получена только в 2010 году, истец не мог обратиться за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с работой в особых условиях в 2005 году. На основании вышеизложенного, истец просил обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по возрасту начиная с 2005 года и произвести перерасчет пенсии за период с 2005 по 2010 годы.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В кассационной жалобе Мартынов Н.П. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В жалобе указано, что с 2005 года истец имел необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, однако суд при рассмотрении дела не учел, что справка, подтверждающая льготный характер работы, была выдана работодателем только в 2010 году, вследствие чего Мартынов Н.П. не имел возможности обратиться с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ранее 2010 года.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Из материалов дела следует, что истцу с 17 мая 2007 года по 31 мая 2008 года пенсионным органом была назначена пенсия по инвалидности.

17 марта 2010 года Мартынов Н.П. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г. Казани с заявлением о назначении ему пенсии на льготных условиях.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г. Казани № 1234 от 26 марта 2010 года истцу с 17 марта 2010 года назначена пенсия по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В обоснование иска истец указал, что право на досрочную трудовую пенсию у него возникло с 2005 года и поэтому просил назначить данную пенсию с указанной даты с последующим перерасчетом невыплаченной пенсии.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку при рассмотрении дела нарушение пенсионных прав истца не установлено.

Доводы кассационной жалобы Мартынова Н.П. о том, что с 2005 года истец имел необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, однако суд при рассмотрении дела не учел, что справка, подтверждающая льготный характер работы, была выдана работодателем только в 2010 году, вследствие чего Мартынов Н.П. не имел возможности обратиться с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ранее 2010 года, Судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку указанные обстоятельства для разрешения дела по существу заявленных истцом требований правового значения не имеют.

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, законом предусмотрен заявительный характер назначения трудовой пенсии.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (пункт 2 статьи 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (пункт 5 статьи 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Судом установлено, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, за работу в особых условиях истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 17 марта 2010 года.

Таким образом, требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях с 2005 года не основано на законе и не подлежит удовлетворению.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные ими доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Приволжского районного суда г. Казани от 1 марта 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Мартынова Н.П. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: