ОАО законно привлечено к ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ



Судья: Л.М. Мусина Дело № 7-331/201 г. Р Е Ш Е Н И Е

20 мая 2011 г. г. Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.М. Нафиков, при секретаре О.В. Кузьмине, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе открытого акционерного общества "<данные изъяты>" на постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 29 апреля 2011 года и проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ОАО "<данные изъяты>" И.О. . Шарафеевой,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 29 апреля 2011 года, открытое акционерное общество "<данные изъяты>" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности сроком на <данные изъяты>, за нарушение требований пожарной безопасности.

Открытое акционерное общество "<данные изъяты>" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с жалобой на данное постановление судьи районного суда, просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении. При этом заявитель указывает, что после выявления нарушений законодательства о пожарной безопасности в обществе незамедлительно были приняты все возможные меры по устранению нарушений.

Оснований для удовлетворения жалобы не имеется в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года при проведении мероприятий по контролю соблюдения законодательства о пожарной безопасности открытым акционерным обществом "<данные изъяты>" по адресу: <адрес> были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на путях эвакуации допускается установка турникета препятствующего свободную эвакуацию людей (ППБ 01-03 п.53); помещение охраны (стены) выполнены из горючего материала (пластиковые панели), т.е. допускается горючая отделка на путях эвакуации (ППБ 01-03 п.53); первая дверь, из помещения охраны идущая на улицу открывается не по направлению движения эвакуации (ППБ 01-03 п. 52); отделка стен выполнена из горючего материала (фанера) (ППБ 01-03 п. 53); не проводятся своевременно (ежегодно) ответственными лицами за обеспечение пожарной безопасности, работниками складов, инженерами по пожарной безопасности и др. обслуживающим персоналом обучения по программе пожарно-технический минимум (п.7 ППБ 01-03); постановление кабинета министров №10 от 17.01.01 г. п.6); не произведены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети, петли фаза-нуль, металлосвязи, контуров заземления и т.п. (ст. 151 ФЗ № 123;п.3,57ППБ 01-03 гл. 1.8 ПУЭ; п. 1.8.1, прил. 3 ПТЭЭП); огнетушители не имеют порядковый номер, который должен быть нанесен на корпус белой краской, отсутствуют паспорта на огнетушители (п. 16 ППБ 01-03); не определено лицо ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения; не ведется учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале (п. 15 прил. 3 ППБ01-03); кабели и провода систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповеще-ниях и управления эвакуацией людей при пожаре во всех помещение не удовлетворяют требованиям Федерального Закона №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г., а именно: должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону (ППБ 01-03 п.3, ФЗ №123 от 22.07.08 г. ст. 4 п.4. ст. 5. 1 г
п.З. ст.81 п.3, ст.82 п.2. ст.84 п.7. ст.103 п.2. СП 6.13130.2009 г. п.4.1, п.4.5,СП.4.6.13130.2009 г. СП 5.13130 2009 г.); не осуществляется в соответствии с годовым планом графиком регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Не заключён договор по ТО и ППР со специализированной организацией, имеющей лицензию (ППБ 01-03 п.96.);сети противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии, не проводится проверка их работоспособности, которая осуществляется не реже двух раз в год (весной и
осенью) (ППБ 01-03 п.89); не производится перекатка рукавов на новую скатку не реже одного раза в год (ППБ 01-03 п.91); допускается эксплуатация электрооборудования (холодильники) с нарушением инструкции завода изготовителя, а именно истечение срока эксплуатации оборудования (ППБ01-03 п.60); не установлены знаки пожарной безопасности по направлению к эвакуационным выходам, в местах расположения, огнетушителей и т.п. (ст. 4, 53, 151 ФЗ № 123; п. 27, 51 ППБ 01-03 ГОСТ Р 12.2.143-02; ГОСТ Р 12.4.026-01; НПБ 160-97); на фасаде здания не установлен указатель пожарного гидранта, который должен быть выполнен объемным со светильником или плоский с использованием светоотражающих покрытий. На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (ППБ 01-03 п.90); на этажах расположены щитки с автоматами защиты, в некоторых не расписан по группам потребителей, что затрудняет отключение от электроэнергии части здания (помещений) для принятия возможных мер к ликвидации пожара (ППБ 01-03 п.57; ППБ 01-05 ППБ 01-03 п. 18); распределительные устройства и НКУ должны иметь четкие надписи, указывающие назначение отдельных цепей, панелей, аппаратов. Надписи должны выполняться на лицевой стороне устройства, а при обслуживании с двух сторон также на задней стороне устройства. Распределительные устройства, как правило, должны иметь мнемосхему (ПУЭ п.4.1.3.); здание не обеспечено первичными средствами пожароту-шения (огнетушителями) в соответствии с нормативными требованиями (п. 108 ППБ 01-03; прил. 3 ППБ 01-03); отсутствуют сертифицированные противопожарные двери с обоих сторон в переходах между административным и производственным зданием, т.е. помещения, части зданий различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с норматив-ным пределом огнестойкости или противопожарными преградами (1ТПБ 01-03 п.3; СНиП 21.01-97* п.7.4); отсутствует 2-ой эвакуационный выход из здания администрации со второго этажа (ППБ
01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п.6.13; система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.98. п.34 ППБ 01-03); неисправна система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 102, п.3 ППБ 01-03; ст.4 п.4; ст. 84.ФЗ №123 от 22.07.08 г.; д.3.9 НПБ 104-2003); отсутствуют планы эвакуации людей в случае пожаре, выполненные согласно ГОСТу Р.12.2.143-2009 года (ППБ 01-03 п.16; п.З. ГОСТ Р.12.2.143-2009 года); на дверях отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров отсутствуют доводчики и уплотнители в притворах (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.18); всех 4-х этажах производственного здания соединение жил электрических проводов выполнено не методом опрессовки, пайки или спец. зажимов, также данные соединения выполнены в не распределительных коробках (п.3, п. 57 ППБ 01-03; ПУЭ п.2.1.21; ПУЭ п.2.1.26); сети противопожарного водопровода (пожарные краны) находятся в неисправном состоянии, в трубах отсутствует вода (ППБ 01-03 п.89); пожарные краны, рукава, стволы, расположенные в производственном здании оборудованы полугайками старого образца, что приводит к невозможности использования пожарного оборудования применяемого пожарными подразделениями (ППБ 01-03 п.89; п.91); здание не обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в соответствии с нормативными требованиями (п.108 ППБ 01-03; прил. 3 ППБ 01-03); система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.98. п.34 ППБ 01-03); неисправна система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 102, п. 3 ППБ 01-03; ст.4 п.4; ст. 84 ФЗ №123 от 22.07.08 г.; п.3.9 НПБ 104-2003); отсутствуют планы эвакуации людей в случае пожаре, выполненные согласно ГОСТу Р.12.2.143-2009 года (ППБ 01-03 п.16; п.З. ГОСТ Р.12.2.143-2009 года); на первом этаже имеются проходы закрытые деревянными дверьми в другие организации со своим входным узлом, т.е. помещения, части зданий, различных классов ункциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормативным пределом огнестойкости или противо-пожарными преградами (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21.01-97* п.7.4); в цехах (производство) допускается установка помещений для переодевания, выполненные из горючего и трудногорючего материала (дерево) (ППБ 01-03 п.40); на четвертом этаже имеется люк для выхода на чердак, на крышке люка отсутствует информация о месте нахождения ключей (ППБ 01-03 п.44); ограждение на крыше не подвергнуто эксплуатационным испытаниям (ППБ 01-03 п. 41). На дверях отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров отсутствуют доводчики и уплотнители в притворах (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п. 6.18.; в складе допускается эксплуатация жил электрических проводов, соединение жил которых выполнено не методом опрессовки, пайки или спец. зажимов, также данные соединения выполнены в не распределительных коробках (п.3, п. 57 ППБ 01-03; ПУЭ 2.1.21; ПУЭ п.2.1.26); склад не обеспечен первичными средства-ми пожаротушения (огнетушителями) в соответствии с нормативными требованиями (п. 108 ППБ 01-03; прил. 3 ППБ 01-03); система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.98. п.34 ППБ 01-03); неисправна система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 102, п.3 ППБ 01-03; ст.4 п.4; ст. 84 ФЗ №123 от 22.07.08 г.; д.3.9 НПБ 104-2003); на запасном эвакуационном выходе из подвала первая ступень выполнена из горючего материала (дерево) (ППБ 01-03 п.53), должно быть предусмотрено не менее 3-х ступеней, допускается перепад высот, что затрудняет безопасную эвакуацию людей при пожаре; отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре в складском помещении, расположенном в подвале; для складского помещения не определена и не указана на дверях категории помещений по НБП 105-03 и классы зон по ПУЭ (п.3, п.33 ППБ 01-03; НБП 105-03 п. 76.3.40-7.3.46 ПУЭ ст. 82 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; на эвакуационных выходах (2 и 3 этажи) со стороны Тахлеса установлена деревянная лестница, что является горючим материалом; административные помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (П.108 ППБ 01-03; прил. ППБ 01-03); система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п. 98, п. 34 ППБ 01-03); неисправна система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 102, п3 ППБ 01-03;ст.4 п. 4; ст. 84 ФЗ №123 от 22.07.08 г.; п. 3.9 НПБ 104-2003); для отделки стен, пола коридоров (пути эвакуации применены горючие материалы с высокой пожарной опасностью (ППБ 01-03 п. 53); один из эвакуационных выходов пристроя заколочен (ППБ 01-03 п. 51; п. 53); в коридорах за подвесным потолком отсутствуют пожарные извещатели (ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 табл. №2 п.11); на дверях отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров отсутствуют доводчики и уплотнители в притворах (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97 п. 6.18).

Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса, влечет наложение административ-ного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Протоколом по делу об административном правонарушении от 10 марта 2011 года, актом проверки от 10 марта 2011 года, и другими материалами дела, не оспариваемые по существу, установлены обстоятельства нарушения обществом требований пожарной безопасности, изложенных в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. №313.

В этой связи вывод судьи о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является правомерным.

Факт нарушения обществом требований пожарной безопасности, то есть совершения административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 20.4 КоАП, установлен и не отрицается представителями общества.

Судья районного суда с учетом правильного применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с учетом, установленных по делу фактических обстоятельств, обосно-ванно пришел к выводу о том, что обществом "<данные изъяты>" не были выполнены требования Правил пожарной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из представленных материалов, объяснений участников процесса у открытого акционерного общества "<данные изъяты>" имелось правовая и реальная возможность для соблюдения положений федерального законодательства и требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, регламентирующих порядок обеспечения пожарной безопасности и общество не было лишено возможности самостоятельно проконтролировать соблюдения Правил пожарной безопасности на предприятие, однако не приняло все возможные меры.

Согласно части1 статьи3.12 КоАП РФ административное приостанов-ление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Применяя наказание в виде приостановления деятельности заявителя сроком на <данные изъяты>, судья районного суда исходил из характера и степени допущенных обществом нарушений требований пожарной безопасности.

С выводами судьи районного суда необходимо согласиться.

Как обоснованно указал судья районного суда, в данном случае, нарушение требований Правил пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

Определение судьей районного суда административного наказания в виде приостановления деятельности общества не нарушает баланс публич-ных и частных интересов субъектов предпринимательской деятельности, поскольку предотвращает более значительный вред, угрожающий жизни и здоровью людей.

Таким образом, судья районного суда сделал правильный вывод о том, что совершенное обществом правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежи-тельном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований Пожарной безопасности.

Кроме того, судья районного суда учел многократный характер подоб-ных нарушений, допущенных обществом.

В рассматриваемом случае, учитывая обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, назначением наказания в виде приостановления деятельности достигнута цель административного наказания. Данный вид наказания соответствует принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим обществом, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).

Доказательства того, что значительная часть выявленных нарушений Правил пожарной безопасности устранена, в материалах дела отсутствуют, и такие достоверные доказательства не представлены в Верховный Суд Республики Татарстан при рассмотрении жалобы.

Учитывая вышеизложенное, обжалуемое постановление судьи районного суда, правильно применившего нормы материального и процессу-ального права, является законным и обоснованным.

Ссылка заявителя в жалобе на устранение части выявленных нарушений противопожарных требований не свидетельствует о незаконности постановления судьи, так как согласно ч.3 ст.3.12 КоАП РФ это обстоятельство может служить основанием лишь для досрочного прекраще-ния исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по отдельному ходатайству.

Таким образом, учитывая, что данный вид административного наказания предусмотрен частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно, с учетом обстоятельств дела, применил указанный вид административного наказания.

При этом необходимо отметить, что согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства юридического лица, досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части первой настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Следовательно, обжалуемое постановление является обоснованным, все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выяснены и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 29 апреля 2011 года оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества "<данные изъяты>" - без удовлетворения.

Судья: Р.М. Нафиков