определение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить



Судья: М.А.Яфизов Дело № 7 - 108/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

21 марта 2012 г. г. Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.М. Нафиков, при секретаре судебного заседания О.В.Кузьмине, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Государственного учреждение "<данные изъяты>" на постановление судьи Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2012 года, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения А.И.Шайхутдинова – представителя ГУ "<данные изъяты>", представителей управления Рспотребнадзора по Республике Татарстан Ф.И.Саитгалеевой и Л.Т.Гараевой,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2012 года, Государственное учреждение "<данные изъяты>" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в виде приостановления деятельности на срок <данные изъяты>) за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

В жалобе ГУ "<данные изъяты>" содержится просьба об отмене постановления судьи Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2012 г. и о направлении дела на новое рассмотрение. В жалобе указывается на наличие законодательно установленного требования на получение юридическим лицом лицензии только для осуществления деятельности с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. По мнению заявителя, до выявления возбудителей инфекционных заболеваний данный вид деятельности не подлежит лицензированию.

Жалоба подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Судьей районного суда установлено, что Государственное учреждение "<данные изъяты>" расположенное по адресу: <адрес> в диагностическом отделе осуществляется деятельность, не связанная с извлечением прибыли без специального разрешения (лицензии), а именно: осуществляется деятельность связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний II-IV группа патогенности, при проведении лабораторных исследований в области ветеринарии.

Согласно п.19 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 2 статьи 40 указанного закона содержит перечень представляющих потенциальную опасность для человека видов деятельности, в который входит и деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.

Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 31, установлено, что лицензированию подлежит деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных (микроорганизмов, в том числе генетически измененных, бактериальных токсинов, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения групп патогенности, их производственных, музейных штаммов и санитарно-показательных микроорганизмов, материалов, зараженных или с подозрением на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний I - IV групп патогенности).

Лицензионным условием осуществления данного вида деятельности является соблюдение законодательных актов Российской Федерации, санитарных правил и других организационно-распорядительных документов, регламентирующих эту деятельность в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям, установленным статьями 24 и 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "д" пункта 5 Положения, а также нарушение, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью человека и (или) окружающей среде.

В соответствии с Письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N СА-25/4775 от 11 августа 2008 г. "О лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний", предусмотренное Постановлением N 31 определение лицензируемого вида деятельности не включает деятельность по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы до выявления возбудителей инфекционных заболеваний, а также до возникновения подозрения на наличие возбудителей инфекционных заболеваний.

В соответствии с п. 9 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1263, лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности продукции проводятся в процессе экспертизы при необходимости.

В случаях возникновения сомнений в ветеринарно-санитарном благополучии представленной продукции в процессе проведения ветеринарно-санитарной экспертизы пробы продукции должны направляться в ветеринарную лабораторию, имеющую лицензию, предусмотренную Постановлением N 31, для проведения бактериологических, биохимических, гистологических и других исследований.

В соответствии с п. 1.2. Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 27.12.1983 г. к убою на мясо допускаются здоровые домашние животные, прошедшие предубойный ветеринарный осмотр.

Как следует из материалов и установлено судьей районного суда Государственное учреждение "<данные изъяты>" на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей заболеваний, выполнением работ с микроорганизмами 3 -4 группы патогенности, гельминтами 3.4 групп патогенности не имеет лицензию.

Управление, обратившись в суд с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности указало, на то, что ГУ "<данные изъяты>" должно иметь лицензию на деятельность, связанную с использованием возбудителей 3-4 групп патогенности в том числе на лабораторию ветсанэкспертизы, расположенную по адресу: <адрес>, а также то, что указанная лаборатория не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам.

Однако, согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.02.2009 г. №01/2176-9-32 "О лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний" лицензии выдаются юридическому лицу (учреждению, организации, включая филиалы, расположенные в удаленных, малонаселенных и труднодоступных районах), а не отдельному подразделению.

Не допускается предъявлять необоснованные требования к лабораториям ветеринарно-санаторной экспертизы на продовольственных рынках, к производственным лабораториям на предприятиях - производителях животноводческой продукции.

Кроме того, статьей 26.2 Кодекса установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В качестве доказательств совершенного правонарушения Управлением представлен протокол об административном правонарушении от №9 02.02.2012 г. и другие материалы дела.

Вместе с тем, ни оспариваемое решение судьи районного суда, ни протокол об административном правонарушении не содержат сведений о факте осуществления Учреждением деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний в указанном Управлением помещении.

В силу ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Обязанность по доказыванию события правонарушения и виновности лица в его совершении возложена в соответствии со ст. 1.5 Кодекса на административный орган.

Таким образом, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, полагаю, что фактические обстоятельства дела об административном правонарушении должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, не установлены и не зафиксированы, факт совершения ГУ "Государственное ветеринарное объединение Дрожжановского муниципального района" административного правонару-шения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, административ-ным органом не доказан.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30. 7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24. 5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30. 7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2012 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19. 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного учреждения "<данные изъяты>" отменить, производство по делу прекратить.

Судья: Р.М. Нафиков