ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г.Горно-Алтайск 23 сентября 2010 года
Верховный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Табакаева Е.А.
и коллегии присяжных заседателей
с участием государственного обвинителя: прокурора отдела прокуратуры Республики Алтай Казандыковой С.А.,
потерпевшего ФИО17
подсудимого Тошматова А.У.,
защитника адвоката Борисова М.М., представившего ордер № 1379 и удостоверение № 90,
защитника адвоката Архиповой Л.И., представившей ордер № 621 и удостоверение № 87,
защитника адвоката Абдурахмановой А.К., представившей ордер № 619 и удостоверение № 80,
переводчика Валламова Ш.М., при секретаре Кочтыговой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
Тошматов А.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, с образованием 9 классов, состоящего в фактических брачных отношениях, имеющего двоих малолетних детей, проживающего в <адрес>, ранее не судимого, содержащегося под стражей с 02 мая 2009 года,
Балтабоев К.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, со средним образованием, в браке не состоящего, проживавшего в <адрес>, ранее не судимого, содержавшегося под стражей с 02 мая 2009 года по 03 февраля 2010 года,
Тошболтаев Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, со средним образованием, в браке не состоящего, проживавшего в <адрес>, ранее не судимого, содержавшегося под стражей с 02 мая 2009 года по 03 февраля 2010 года,
обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 162, п.п. «ж,з» ч.2 ст.105 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Вердиктом коллегии присяжных заседателей от 22 сентября 2010 года подсудимые Тошматов А.У., Балтабоев К.Ш., Тошболтаев Б.Д. признаны виновными в совершении следующих деяний:
24 октября 2008 года в период с 11 часов до 16 часов в салоне автомобиля ВАЗ 2102, следовавшем на 452 - 448 километре автодороги «Новосибирск - Бийск - Ташанта» со стороны <адрес> в направлении <адрес>, Балтабоев К.Ш., Тошматов А.У. и Тошболтаев Б.Д., действуя совместно, согласно ранее достигнутой между ними договоренности о нападении на ФИО7 для завладения его имуществом с применением насилия, с использованием предметов в качестве оружия и на лишение жизни последнего, напали на ФИО7, сидящего на переднем пассажирском сиденье, которому Балтабоев К.Ш. накинул на шею петлю из металлического провода, которую с силой затянул, перекрыв доступ воздуха в его дыхательные пути, Тошматов А.У. и Тошболтаев Б.Д. в процессе удушения ФИО7 удерживали последнего за руки, а Тошболтаев Б.Д. также нанес не менее двух ударов руками по голове ФИО7, затем, взявшись за один конец провода, совместно с Балтабоевым К.Ш., стал затягивать петлю вокруг шеи до наступления смерти ФИО7 от удушения. После чего Балтабоев К.Ш., Тошматов А.У. и Тошболтаев Б.Д. труп ФИО7 вывезли в лесной массив, расположенный на расстоянии 2 200 метров восточнее АЗС «ССК» № 22, находящейся на 448 километре автодороги «Новосибирск-Бийск-Ташанта», где забрали имевшиеся при ФИО7 деньги в сумме не менее 75 000 рублей.
Исходя из установленных обвинительным вердиктом коллегии присяжных заседателей обстоятельств уголовного дела, суд действия подсудимых Тошматова А.У., Балтабоева К.Ш. и Тошболтаева Б.Д. квалифицирует по п.п. «ж,з» ч.2 ст.162 УК РФ, как разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия.
Наличие квалифицирующего признака данных составов преступлений «совершенные группой лиц по предварительному сговору» суд усматривает из установленных вердиктом фактических обстоятельствах дела, когда подсудимые Тошматов А.У., Балтабоев К.Ш. и Тошболтаев Б.Д. предварительно договорились о нападении на ФИО7 и его убийстве с целью хищения его имущества, после чего, действовали совместно и согласованно, способствуя друг другу в достижении преступного результата, все подсудимые участвовали в нападении и лишении жизни ФИО7.
О применении подсудимыми в отношении потерпевшего ФИО7 при нападении насилия, опасного для жизни и здоровья, свидетельствует его убийство путем удушения, когда потерпевшему перекрыли доступ воздуха в дыхательные пути.
Поскольку при совершении разбойного нападения подсудимыми применялся металлический провод для лишения жизни потерпевшего, то в их действиях имеется квалифицирующий признак разбоя «с применением предметов, используемых в качестве оружия».
В процессе совершения разбойного нападения подсудимые совершили убийство ФИО7, в связи с чем действия подсудимых подлежат квалификации как убийство, сопряженное с разбоем.
В соответствии с заключениями амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз Тошматов А.У., Балтабоев К.Ш., Тошболтаев Б.Д. какими-либо психическими расстройствами не страдают, на момент совершения преступлений во временном болезненном психическом состоянии не находились, могли осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, в применении принудительных мер медицинского характера не нуждаются.
Учитывая выводы данных экспертиз, данные о личности подсудимых, фактические обстоятельства произошедшего и их поведение до, во время и после совершения преступлений, суд признает, что преступления Тошматовым А.У., Балтабоевым К.Ш., Тошболтаевым Б.Д. совершены во вменяемом состоянии.
При назначении наказания подсудимым суд, в соответствии с требованиями ст.60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, личности виновных, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденных, на условия жизни их семей, роль каждого подсудимого в содеянном.
Совершенные Тошматовым А.У., Балтабоевым К.Ш., Тошболтаевым Б.Д. преступления относятся к категории тяжких и особо тяжких.
По месту жительства Тошматов А.У., Балтабоев К.Ш. и Тошболтаев Б.Д. характеризуются посредственно.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимых Тошматова А.У., Балтабоева К.Ш. и Тошболтаева Б.Д. суд признает их явки с повинной, активное способствование раскрытию преступления в ходе предварительного следствия, а также наличие у подсудимого Тошматова А.У. малолетних детей.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимых, суд не усматривает.
Суд находит возможным не применять в отношении подсудимых дополнительное наказание по ч.2 ст.162 УК РФ в виде штрафа, с учетом их материального положения.
Заявленный потерпевшим ФИО17 к подсудимым гражданский иск о возмещении компенсации морального вреда в размере 3 000 000 рублей, а также имущественного вреда, причиненного преступлением, в размере 75 000 рублей, в соответствие со ст. 151, 1099, 1101, 1064, 1080 ГК РФ подлежит удовлетворению частично. Исковые требования о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, в размере 75 000 рублей подлежат удовлетворению и взысканию с подсудимых Тошматова А.У., Балтабоева К.Ш. и Тошболтаева Б.Д. в солидарном порядке, поскольку вердиктом присяжных установлено хищение подсудимыми денежных средств, принадлежащих ФИО7, в размере 75 000 рублей.
Исковые требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично в долевом порядке в размере 300 000 рублей с каждого подсудимого, исходя из степени морального и нравственного страдания потерпевшего ФИО17, разумности и справедливости, а также с учетом имущественного положения ответчиков Тошматова А.У., Балтабоева К.Ш. и Тошболтаева Б.Д., их степени вины при совершении преступлений.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.81 УПК РФ, с учетом мнения сторон, вещественные доказательства: тканевые фрагменты, фрагменты обуви, металлического провода, грунт, копии протокола соединений сотовой связи, рабочей тетради ФИО8 подлежат хранению при уголовном деле.
Суммы, выплаченные адвокату Лапшиной И.В. в размере 3 341 рубля 80 копеек, адвокату Барсукову В.А. в размере 8 354 рублей 50 копеек, адвокату Абдурахмановой А.К. в размере 6 683 рублей 60 копеек, а всего на общую сумму 18 379 рублей 90 копеек, за защиту интересов подсудимого Балтабоева К.Ш.; адвокату Шадрину А.М. в размере 1 670 рублей 90 копеек, адвокату Борисову М.М. в размере 16 709 рублей, а всего на общую сумму 18 379 рублей 90 копеек, за защиту интересов подсудимого Тошматова А.У.; адвокату Архиповой Л.И. в размере 18 379 рублей 90 копеек, за защиту интересов подсудимого Тошболтаева Б.Д., в судебных заседаниях; суммы, выплаченные потерпевшему ФИО17 в размере 16 760 рублей 01 копейка, свидетелям ФИО11 в размере 586 рублей, ФИО12 в размере 902 рублей, а всего на общую сумму 18 248 рублей 01 копейку, на покрытие их расходов, связанных с явкой в суд, в соответствии со ст.131 УПК РФ являются процессуальными издержками.
Выслушав мнение подсудимого Тошматова А.У., защитников Борисова М.М., Архиповой Л.И., Абдурахмановой А.К., полагавших необходимым освободить подсудимых от уплаты данных процессуальных издержек, государственного обвинителя Казандыковой С.А., потерпевшего ФИО17, полагавших необходимым взыскать с подсудимых процессуальные издержки, учитывая, что Тошматов А.У., Балтабоев К.Ш. и Тошболтаев Б.Д., от услуг защитников не отказались, в силу возраста и состояния здоровья могут работать, суд оснований для их освобождения от уплаты данных процессуальных издержек не усматривает, в связи с чем, на основании ст.132 УПК РФ, судебные издержки по оплате труда адвокатов подлежат взысканию с каждого подсудимого в размере сумм, выплаченных адвокатам за защиту его интересов, а судебные издержки, выплаченные потерпевшему и свидетелям, подлежат распределению между подсудимыми с учетом характера вины, степени ответственности за преступление, имущественного положения подсудимых, в равных долях, в размере 6 082 рубля 67 копеек с каждого. Таким образом данные процессуальные издержки подлежат взысканию с Тошматова А.У., Балтабоева К.Ш.. Тошболтаева Б.Д. в размере 24 462 рубля 57 копеек с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.343, 351 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Тошматов А.У. виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «ж,з» ч.2 ст.105, ч.2 ст.162 УК РФ, по которым назначить наказание:
по п.п. «ж,з» ч.2 ст.105 УК РФ в виде пятнадцатилет лишения свободы,
по ч.2 ст.162 УК РФ в виде шести лет лишения свободы без штрафа.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить семнадцатьлет лишения свободы без штрафа с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания Тошматову А.У. исчислять с 02 мая 2009 года.
Меру пресечения Тошматову А.У. в виде заключения под стражей оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
Признать Балтабоев К.Ш. виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «ж,з» ч.2 ст.105, ч.2 ст.162 УК РФ, по которым назначить наказание:
по п.п. «ж,з» ч.2 ст.105 УК РФ в виде пятнадцатилет лишения свободы,
по ч.2 ст.162 УК РФ в виде шести лет лишения свободы без штрафа.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить семнадцатьлет лишения свободы без штрафа с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Избрать в отношении Балтабоева К.Ш. меру пресечения в виде заключения под стражей.
Срок наказания Балтабоеву К.Ш. исчислять с момента фактического взятия под стражу, зачесть в срок отбытия наказания время содержания Балтабоева К.Ш. под стражей с 02 мая 2009 года по 03 февраля 2010 года.
Признать Тошболтаев Б.Д. виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «ж,з» ч.2 ст.105, ч.2 ст.162 УК РФ, по которым назначить наказание:
по п.п. «ж,з» ч.2 ст.105 УК РФ в виде пятнадцатилет лишения свободы,
по ч.2 ст.162 УК РФ в виде шести лет лишения свободы без штрафа.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить семнадцатьлет лишения свободы без штрафа с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Избрать в отношении Тошболтаева Б.Д. меру пресечения в виде заключения под стражей.
Срок наказания Тошболтаеву Б.Д. исчислять с момента фактического взятия под стражу, зачесть в срок отбытия наказания время содержания Тошболтаева Б.Д. под стражей с 02 мая 2009 года по 03 февраля 2010 года.
Взыскать с Тошматов А.У., Балтабоев К.Ш. и Тошболтаев Б.Д. в солидарном порядке в пользу ФИО17 в возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей и компенсацию морального вреда с Тошматов А.У. в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей, Балтабоев К.Ш. в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей, Тошболтаев Б.Д. в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
По вступлению приговора в законную силу вещественные доказательства: тканевые фрагменты, фрагменты обуви, металлического провода, грунт, копии протокола соединений сотовой связи, рабочей тетради ФИО8 хранить при уголовном деле.
Процессуальные издержки в размере 24 462 (двадцати четырех тысяч четыреста шестидесяти двух) рублей 57 копеек взыскать с Тошматов А.У., в размере 24 462 (двадцати четырех тысяч четыреста шестидесяти двух) рублей 57 копеек взыскать с Балтабоев К.Ш., в размере 24 462 (двадцати четырех тысяч четыреста шестидесяти двух) рублей 57 копеек взыскать с Тошболтаев Б.Д. в доход федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, путем подачи жалобы через Верховный суд Республики Алтай.
В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции посредством видеоконференцсвязи.
Председательствующий: Е.А.Табакаев