Кассационное определение от 09.06.2011 года об оставлении без изменения приговора Горно-Алтайского городского суда от 14 апреля 2011 года по п. `г` ч.2 ст. 158, п. `в` ч.2 ст. 158, ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 214, п. `б` ч.2 ст. 158, ч.1 ст. 158 УК РФ.



Председательствующий - Ошлыков Н.И.                                Дело № 22 - 378

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 июня 2011 года                    г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего - Бируля О.В.,

судей - Калиничевой С.А., Саутканова А.Д.,

с участием прокурора Болычева Ю.Г.,

осужденного Майорова С.С.

при секретаре Борисовой Е.В.

рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению государственного обвинителя Тотолина А.В., дополнительному кассационному представлению и.о. прокурора республики ФИО6, кассационной жалобе осужденного Майорова С.С. на приговор Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 апреля 2011 года, которым

Майоров С.С., <данные изъяты>

  1. 21 июня 2007 года Майминским районным судом Республики Алтай по п. «г» ч. 2 ст. 161, п. «в» ч. 2 ст. 158, п.п. «б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы;
  2. 24 октября 2007 года Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай по п.п. «а, б» ч.2 ст.158, ч.1 ст.150, п.п. «а, б» ч.2 ст.158, ч.1 ст.150, п. «в» ч.2 ст.158, п. «в» ч.2 ст.158, п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности с наказанием по приговору от 21 июня 2007 года к 4 годам лишения свободы;
  3. 24 октября 2007 года тем же судом по п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 158 УК РФ к 4 годам лишения свободы; по постановлению Горно-Алтайского городского суда от 21 февраля 2008 года на основании ч.5 ст. 69 УК РФ к 5 годам лишения свободы, освобожден 02 августа 2010 года условно-досрочно по постановлению Майминского районного суда Республики Алтай от 21 июля 2010 года на 1 год 8 месяцев 15 дней;
  4. 10 февраля 2011 года Горно-Алтайским городским судом по ч.2 ст. 325, ч.2 ст.325, ч.1 ст. 166, ч.1 ст. 166 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ по совокупности с приговором от 24 октября 2007 года к 4 годам 6 месяцам лишения свободы.

осужден по п. «г» ч.2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы без ограничения свободы; п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы без ограничения свободы; ч.1 ст. 158 УК РФ (за кражу 28 августа 2010 года) к 8 месяцам лишения свободы; ч.1 ст. 214 УК РФ к 4 месяцам исправительных работ с удержанием 20 % из заработной платы в доход государства; п. «б» ч.2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы без ограничения свободы; ч.1 ст. 158 УК РФ (за кражу 21 сентября 2010 года) к 8 месяцам лишения свободы.

На основании ч.2 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний к 3 годам 6 месяцам лишения свободы без ограничения свободы.

На основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания и наказания по приговору от 10 февраля 2011 года, окончательно назначено 6 лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Бируля О.В., объяснения осужденного Майорова С.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Болычева Ю.Г., поддержавшего доводы кассационных представлений, судебная коллегия

                                               у с т а н о в и л а:

Майоров С.С. осужден за пять краж и за вандализм, совершенные в период с 11 августа 2010 года по 21 сентября 2010 года в г.Горно-Алтайске Республики Алтай при обстоятельствах, установленных судом и изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.

Осужденный Майоров С.С. в судебном заседании вину признал полностью.

В кассационном представлении поставлен вопрос об отмене приговора и направлении дела на новое судебное рассмотрение ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения уголовно-процессуального закона, неправильного применения уголовного закона и несправедливости приговора. В обоснование представления государственный обвинитель ссылается на то, что суд необоснованно назначил окончательное наказание на основании ч.5 ст.69 УК РФ, поскольку приговор от 10 февраля 2010 года на момент удаления судьи в совещательную комнату не вступил в законную силу; суд необоснованно указал в качестве смягчающего обстоятельства - признание вины, так как фактически в судебном заседании осужденный вину не признал; в приговоре не дана оценка протоколу дополнительного допроса Майорова С.С.

В дополнительном кассационном представлении прокурор ссылается на то, что, признавая Майорова С.С. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 214 УК РФ, совершенное в г. Горно-Алтайске в период с 18 часов 30 августа 2010 года до 8 часов 31 августа 2010 года, суд в приговоре не привел и не дал оценки показаниям свидетеля ФИО7 о том, что 31 августа 2010 года Майоров вместе с ним был весь день на работе в <адрес>; судом не проверялись доводы осужденного о том, что его алиби может подтвердить водитель ДРСУ, а также сведения <данные изъяты> поликлиники о том, что 30 августа 2010 года Майоров С.С. проходил медицинскую комиссию; в судебном заседании не выяснялся вопрос о значительности ущерба, причиненного потерпевшему кражей телефона 17 августа 2010 года.

В кассационной жалобе осужденный Майоров С.С. просит приговор отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения уголовно-процессуального закона, неправильного применения уголовного закона, несправедливости приговора. В обоснование жалобы указывает, что доказательств, подтверждающих его вину в совершении краж и вандализма, не имеется; явки с повинной он написал под давлением сотрудников милиции ФИО8, ФИО9, ФИО34; показания сотрудников правоохранительных органов необоснованно положены в основу приговора, поскольку, они являются заинтересованными лицами; проверка показаний на месте является недопустимым доказательством, так как получена с нарушением норм УПК РФ; суд не привел в приговоре мотивы, по которым принял одни доказательства и отверг другие.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных представлений и кассационной жалобы осужденного, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены приговора суда.

Выводы суда о виновности Майорова С.С. в совершении пяти краж и вандализма при обстоятельствах, изложенных в приговоре, основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании.

В обоснование виновности Майорова С.С. в краже сотового телефона, принадлежащего ФИО10 суд обоснованно сослался на показания осужденного Майорова С.С., данные им в ходе предварительного следствия,     явку с повинной, из которых усматривается, что 11 августа 2010 года он из <адрес> приехал в <адрес>, зашел в торговый центра <данные изъяты>», где на третьем этаже увидел девушку, у которой из кармана джинс вытащил сотовый телефон «<данные изъяты>», вышел на улицу, телефон продал водителю такси; показания потерпевшей ФИО10 о том, что 11 августа 2010 года около 19 часов 20 минут она находилась на третьем этаже торгового центра «<данные изъяты>», в переднем кармане джинс у нее был сотовый телефон «<данные изъяты>», выйдя из торгового центра, обнаружила пропажу телефона; свидетелей ФИО11 и ФИО12 о том, что при проверке показаний на месте подозреваемого Майорова с их участием последний показал место кражи сотового телефона из кармана девушки на третьем этаже торгового центра, свидетеля ФИО13 о том, что в августе 2010 года она видела своего знакомого Майорова в <адрес>; протокол проверки показаний на месте и другие доказательства по делу, получившие надлежащую оценку суда.

Доводы осужденного о том, что он кражу не совершал, в г.Горно-Алтайск не приезжал, оговорил себя под воздействием недозволенных методов сотрудников правоохранительных органов, судом проверялись и обоснованно отвергнуты по изложенным в приговоре мотивам.

        Действиям осужденного дана правильная юридическая оценка.

В обоснование виновности осужденного Майорова С.С. в краже сотового телефона, принадлежащего ФИО14, суд обоснованно сослался на явку с повинной и показания осужденного, данные на предварительном следствии, из которых усматривается, что в середине августа 2010 года он приехал в г.Горно-Алтайск, в районе магазина возле здания увидел автомобиль такси, из которого вышел водитель и зашел в здание, он подошел к автомобилю, заглянул в салон и увидел на сиденье сотовый телефон, решил его похитить, дверь не была заперта, он открыл дверь и похитил телефон; показания потерпевшего ФИО14 о том, что 17 августа 2010 года он приехал на базу такси, оставил автомобиль возле здания, зашел к диспетчеру, когда через некоторое время вернулся, обнаружил, что из салона с сиденья пропал сотовый телефон, чем причинен ему ущерб на сумму <данные изъяты> рубля, который является для него значительным; показания свидетелей ФИО15, ФИО16 о том, что ФИО14 зашел в диспетчерскую, когда вышел, обнаружил, что из салона автомобиля пропал сотовый телефон; свидетелей ФИО11 и ФИО12 о том, что в их присутствии Майоров показал место, где стояло такси, откуда похитил сотовый телефон; свидетеля ФИО9 о том, что при написании явки с повинной он на Майорова ни психического, ни физического давления не оказывал; на протокол проверки показаний на месте и другие доказательства по делу.

Доводы осужденного о том, что он кражу не совершал, в этот день находился у себя дома в <адрес>, на предварительном следствии оговорил себя судом проверялись и обоснованно отвергнуты по изложенным в приговоре мотивам, не согласится с которыми у судебной коллегии нет оснований.

Действия Майорова С.С. судом     правильно квалифицированы по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ.

Доводы дополнительного кассационного представления о том, что в судебном заседании у потерпевшего не выяснялся вопрос о значительности ущерба, основанием для отмены приговора не являются, поскольку судебное заседание проведено в отсутствие потерпевшего, из показаний потерпевшего, оглашенных в судебном заседании по инициативе государственного обвинителя с согласия сторон в связи с его неявкой в судебное заседание, следует, что ущерб для него является значительным.

Наличие в действиях осужденного квалифицирующего признака причинения значительного ущерба в приговоре судом мотивировано.

Виновность осужденного Майорова С.С. в краже велосипеда, принадлежащего ФИО17, подтверждается явкой с повинной и показаниями осужденного на предварительном следствии, из которых усматривается, что в августе 2010 года он приехал в г.Горно-Алтайск, после обеда пошел на вокзал, чтобы уехать домой, когда проходил мимо магазина «<данные изъяты>» увидел возле крыльца велосипед марки «<данные изъяты>» бордового цвета и решил его похитить, чтобы доехать до <адрес>, сел на велосипед, доехал до <адрес>, но устал крутить педали, и продал велосипед прохожему за <данные изъяты> рублей, на попутной машине доехал до <адрес>; показаниями потерпевшей ФИО17 и несовершеннолетнего свидетеля ФИО18 о том, что около 16 часов 30 минут 28 августа 2010 года ФИО18 оставил велосипед <данные изъяты>» бордового цвета возле магазина <данные изъяты>», зашел в компьютерный зал, когда вышел, обнаружил пропажу велосипеда; показаниями свидетеля ФИО19 о том, что в августе 2010 года около 18 часов к нему домой в <адрес> приехал Майоров на велосипеде марки <данные изъяты> бордового цвета, посидев немного, уехал; показаниями свидетелей ФИО11 и ФИО12, участвовавших понятыми при проверке показаний на месте подозреваемого Майорова; показаниями свидетеля ФИО20 о том, что Майоров записался к нему на прием и сообщил о совершении им ряда краж, в том числе кражи велосипеда, какого-либо давления при написании явки с повинной он на Майорова не оказывал; протоколом проверки показаний на месте и другими доказательствами, получившими оценку суда.

Доводы осужденного о том, что он кражу не совершал, так как находился в <адрес>, явка с повинной была дана в результате применения недозволенных методов следствия, судом проверялись и обоснованно отвергнуты по изложенным в приговоре мотивам, не согласиться с которыми у судебной коллегии нет оснований.

Действиям Майорова С.С. судом дана правильная юридическая оценка.

Вина осужденного в совершении вандализма подтверждается явкой с повинной и показаниями Майорова С.С., данными на предварительном следствии, о том, что в конце августа 2010 года он приехал в г.Горно-Алтайск, чтобы забрать у отчима газовый баллон, отчима не нашел, купил спиртное, выпил, сильно опьянел, около 3 часов ночи, проходя мимо стадиона <данные изъяты> увидел доску почета, на которой висели портреты спортсменов, разозлился и несколько портретов сорвал и разломал, успокоившись пошел в <адрес>; показаниями представителя потерпевшего ФИО21 о том, что 30 августа 2010 года около 18 часов он проходил мимо доски почета, все портреты были на месте, 31 августа около 8 часов он, проходя мимо доски почета, обнаружил факт вандализма; показаниями свидетелей ФИО11 и ФИО12, участвовавших в качестве понятых при проверке показаний на месте с участием подозреваемого Майорова; показаниями свидетеля ФИО8 о том, что он на Майорова С.С. при написании явки с повинной воздействия не оказывал; протоколом проверки показаний на месте и другими доказательствами по делу.

Доводы осужденного Майорова С.С. в судебном заседании о том, что он вандализма не совершал, так как в период с 30 августа до утра 1 сентября 2010 года находился в доме ФИО22 вместе с ней и ФИО23, судом проверялись и опровергнуты показаниями последних.

Доводы дополнительного кассационного представления о том, что суд не проверил возможность прибытия Майорова С.С. на работу 31 августа, а также доводы прокурора, изложенные на заседании судебной коллегии, о том, что 30 августа 2010 года Майоров С.С. проходил в <адрес>ной поликлинике медицинский осмотр, основанием для отмены приговора не являются, поскольку из показаний осужденного на предварительном следствии, которые обоснованно судом признаны допустимым доказательством, факт вандализма он совершил в ночь на 31 августа 2010 года около 3 часов.

Действиям осужденного дана правильная юридическая оценка.

В обоснование виновности осужденного в совершении кражи ДВД-плеера, принадлежащего потерпевшему ФИО24, суд обоснованно сослался на явку с повинной и показания осужденного, данные на предварительном следствии, из которых усматривается, что в начале сентября 2010 года, проходя мимо «<данные изъяты>», он зашел на территорию, сломал замок на двери подсобного помещения, откуда похитил ДВД-плеер, который продал таксисту; на протокол проверки показаний на месте с участием подозреваемого Майорова С.С., на показания потерпевшего ФИО24, свидетелей ФИО25, ФИО26 о том, что 10 сентября 2010 года около 18 часов они ушли с работы, дверь подсобки закрыли на замок, на следующий день около 19 часов обнаружили, что дверь открыта, из подсобки пропал ДВД-плеер; на показания свидетелей ФИО11 и ФИО12, участвовавших в качестве понятых при проверки показаний Майорова С.С. на месте; на показания свидетеля ФИО7 о том, что 11 сентября 2011 года у Майорова С.С. был выходной день, а также на табель учета рабочего времени и другие доказательства, получившие надлежащую оценку суда.

Доводы осужденного об оговоре себя в результате недозволенных методов следствия судом проверялись и отвергнуты по мотивам, изложенным в приговоре.

Действия осужденного судом правильно квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ.

В обоснование виновности Майорова С.С. в краже сотового телефона, принадлежащего потерпевшей ФИО27, суд обоснованно сослался на явку с повинной и показания осужденного Майорова С.С. на предварительном следствии о том, что в 20 числах сентября 2010 года он приехал в г.Горно-Алтайск, чтобы устроиться на работу в хлебопекарню, зашел в компьютерный зал <данные изъяты>», где увидел, что один из игроков отошел к соседнему компьютеру, при этом оставил свой телефон на столе, он решил его похитить, положил телефон в карман и вышел, телефон продал таксисту; на показания потерпевшей ФИО27 и несовершеннолетнего свидетеля ФИО28 о том, что 21 сентября 2010 года около 14 часов ФИО28 пришел в компьютерный зал «<данные изъяты>», положил на стол сотовый телефон, в процессе игры несколько раз отходил к другому компьютеру, когда собрался идти домой, обнаружил пропажу сотового телефона, на показания свидетелей ФИО11 и ФИО12, участвовавших в качестве понятых при проверке показаний подозреваемого Майорова С.С. на месте; на показания свидетеля ФИО29 о том, что до какого времени 21 сентября Майоров С.С. находился на работе, он не знает и другие доказательства, получившие правильную оценку суда.

Доводы осужденного о том, что 21 сентября 2010 года он находился на работе, в ходе предварительного следствия оговорил себя, судом проверялись и обоснованно отвергнуты по изложенным в приговоре мотивам.

Действиям Майорова С.С. дана правильная юридическая оценка.

Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности преступлений, смягчающих и отягчающего обстоятельств, и данных о его личности.

Назначенное наказание соответствует требованиям закона, в том числе требованиям справедливости.

Доводы кассационного представления о необоснованности назначения наказания на основании ч.5 ст.69 УК РФ не основаны на требованиях закона и удовлетворению не подлежат.

Каких-либо нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, влекущих отмену либо изменение приговора, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Приговор Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 апреля 2011 года в отношении Майорова С.С. оставить без изменения, а кассационные представления и кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.

Председательствующий - Бируля О.В.,

Судьи - Калиничева С.В., Саутканов А.Д.