кассационное определение от 3 ноября 2011 года об изменении приговора Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 2 сентября 2011 года в отношении Бойдоева А.М.



Председательствующий – Кокорин А.В.                    Дело № 22-857

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 ноября 2011 года                             г. Горно-Алтайск

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – И.Н. Бобылева,

судей – Кононенко Т.А., Барсуковой И.В.

с участием прокурора – Бабитовой А.В.

адвоката – Рожкова И.А.

при секретаре – Гуляевой А.М.

рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Рожкова И.А. на приговор Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 2 сентября 2011 года, которым

Бойдоев А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, <данные изъяты>, проживающий по <адрес> в <адрес> <адрес>, несудимый;

осужден по

- ч.3 ст. 159 УК РФ (за хищение денежных средств по договору № 31) к штрафу в размере 120 000 рублей;

- по ч.3 ст. 159 УК РФ (за хищение денежных средств по договору № 39) к штрафу в размере 120 000 рублей.

В соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно ФИО1 назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

    Заслушав доклад судьи Кононенко Т.А., объяснения адвоката Рожкова А.И., просившего приговор суда отменить, уголовное дело прекратить, мнение прокурора Бабитовой А.В., полагавшей приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бойдоев А.М. осужден за совершение дважды хищения чужого имущества путем обмана в период с августа по ноябрь 2009 года в               <адрес> при обстоятельствах, установленных и изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.

Осужденный Бойдоев А.М. виновным себя не признал.

В кассационной жалобе адвокат Рожков И.А. просит приговор отменить, уголовное дело в отношении Бойдоева А.М. прекратить.

В обоснование жалобы указывает адвокат на то, что из выводов заключения эксперта №268 от 25 марта 2011 года не следует, что               Бойдоев А.М. выполнил подписи от имени других лиц, судом не дано надлежащей оценки договорам №31 и №39, необоснованно положены в основу обвинительного приговора акты выполненных работ, справки о начислении заработной платы, копии ведомостей о выдаче заработной платы, документы, подтверждающие факты перечисления денежных средств в пенсионный фонд и платежные поручения по удержанию налога на доходы физических лиц, не установлено, в какой момент денежные средства выбыли из владения собственника, то есть когда и с какого счета они были списаны; судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о признании недопустимым протокола допроса свидетеля ФИО12 от 4 февраля 2011 года, а также отвергнуты доводы о прекращении уголовного дела ввиду отсутствия в постановлениях о возбуждении уголовного дела (л.д. 2, 5, т.1) подписи следователя.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы адвоката, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

Вина Бойдоева А.М. в хищении чужого имущества путем обмана с использованием служебного положения установлена судом совокупностью исследованных и надлежащим образом оцененных доказательств.

Показаниями осужденного Бойдоева А.М. установлено, что в феврале 2009 года им было создано ООО «<данные изъяты>», где он избран директором, в августе 2009 года узнав, что можно привлечь безработных из Центра занятости населения, получив субсидию, обратился в центр с целью привлечения двух человек, потом решил привлечь еще двоих безработных. Трудоустроенные в ООО ФИО11 ФИО12, ФИО10 и ФИО13 работали три месяца, за что он выдавал им зарплату.

Из показаний свидетеля ФИО7 следует, что в 2009 году в рамках реализации программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда РА Центром занятости населения Кош-Агачского района, директором которого он является, выплачивались субсидии организациям района, с которыми заключались договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан. В программе 2009 года участвовало ООО «<данные изъяты>», руководителем которого является Бойдоев. В начале августа 2009 года по просьбе председателя совета депутатов района ФИО14 он принял заявку от ООО «<данные изъяты>» на участие в Программе трудоустройства граждан и с ним были заключены договоры от 18.08.2009 года и от 20.08.2009 года об организации 4-х временных рабочих мест.

Показаниями свидетеля ФИО8, главного бухгалтера Центра занятости населения установлено, что в августе 2009 года ГУ «Центром занятости населения Кош-Агачского района» с ООО «<данные изъяты>» заключено два договора о трудоустройстве 4 временных рабочих, оплата по условиям договора производилась ежемесячно согласно составленной сметы расходования бюджетных денежных средств, актах выполненных работ, табеля учета рабочего времени и справок о начислениях зарплаты, стоимость каждого договора 62 292 руб.

Из показаний свидетеля ФИО9 следует, что 18 и 20 августа 2009 года ГУ «Центр занятости населения Кош-Агачский район» с ООО «<данные изъяты>» на основе заявки заключены два договора о совместной деятельности по организации и проведении общественных работ, ООО обязалось предоставить 4 временных рабочих места на три месяца лицам, состоящим на учете в Центре. Согласно документов ФИО10 встал на учет в Центре занятости 17.08.2009 года, ФИО11, ФИО12 19.08.2009 года, ФИО13 21.08.2009 года. 28 августа 2009 года Бойдоев выбрал из списка указанных безработных, которым она выдала направление на работу, они предоставили корешки о приеме на работу в ООО «<данные изъяты>».

Свидетели ФИО10, ФИО12, ФИО13 в судебном заседании показали, что по предложению Бойдоева были временно трудоустроены через Центр занятости разнорабочими в ООО «<данные изъяты>», выполняли строительные работы, получали заработную плату.

Данным показаниям свидетелей судом в приговоре дана оценка, показания признаны неправдивыми, опровергающиеся другими материалами дела.

Так, свидетель ФИО10 на следствии показал, что осенью 2009 года ФИО14 предложил ему и ФИО11 поработать на строительстве турбазы около 3-х месяцев, они согласились, однако позднее ФИО14 сообщил, что работы пока нет. По указанию ФИО14 он собрал документы для Цента занятости и отдал ему. Каких –либо денежных средств от ФИО14, ФИО21 не получал, в ведомостях не расписывался.

Оглашенными показаниями свидетеля ФИО12 на предварительном следствии установлено, что в августе 2009 года Бойдоев ему и ФИО13 предложил работу в ООО «<данные изъяты>», для этого им необходимо встать на учет в центр занятости, они согласились, Бойдоев отвез их в центр занятости, где они встали на учет по безработице. Бойдоев сказал, что пока привлекать их не будет, они будут числиться в ООО формально. Примерно через месяц приехал Бойдоев и передал ему 5 000 рублей в качестве зарплаты, после чего он был призван в Армию и никаких работ в ООО не выполнял.

Проверив доводы свидетеля ФИО12 о нарушениях, допущенных следователем при его допросе, суд правильно признал их необоснованными, не усмотрев оснований для признания протокола допроса свидетеля недопустимым доказательством.

Показаниями свидетеля ФИО13 на следствии установлено, что к нему обратился Бойдоев с просьбой о постановке на учет в центре занятости по безработице, подготовил все необходимые документы, пообещав работу и зарплату 8 000 рублей, он согласился, примерно через месяц Бойдоев отдал ему 8 000 рублей, а через месяц еще 7 000 рублей, при этом он никакой работы в ООО «<данные изъяты>» не выполнял, в ведомостях не расписывался.

Из показаний свидетеля ФИО11 усматривается, что ему родственник Бойдоев предложил поработать у него через Центр занятости, после чего он встал на учет как безработный, подписал у Бойдоева документы о трудоустройстве, с августа по декабрь 2009 года с ФИО10 работали у Бойдоева, который выдавал им зарплату, вместе с ними работали ФИО12 и ФИО13 С Бойдоевым имеет родственные отношения.

Судом дана оценка показаниям свидетеля ФИО11, которые обоснованно признаны недостоверными, опровергающимися другими доказательствами.

Из показаний свидетелей ФИО15, ФИО16 следует, что они являются учредителями ООО «<данные изъяты>», директором является Бойдоев, в 2009 году ООО «<данные изъяты>» никакой деятельности не осуществляло, работники не привлекались.

Постановлением от 22 января 2009 года главой Республики Алтай утверждена Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай.

Из заявок МО «Кош-Агачский район» директору ГУ ЦЗН Кош-Агачского района направлено ходатайство о включении ООО «<данные изъяты>» в Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай.

Согласно договоров №31 от 18 августа 2009 года и № 39 от 20 августа 2009 года, которые заключены между ГУ ЦЗН в лице директора ФИО7 и ООО «<данные изъяты>» в лице директора Бойдоева А.М. о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, ООО «<данные изъяты>» обязалось предоставить в центр занятости заявки на участие в организации четырех временных рабочих мест в период с 20.08 по 20.11.2009 года и с 24.08. по 24.11.2009 года соответственно, ежемесячно предоставлять отчеты о проделанной работе и табеля учета рабочего времени, а ГУ ЦЗН обязалось на основании представленных документов и в соответствии с утвержденной сметой расходов по организации работ перечислить на расчетный счет ООО «<данные изъяты>» денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей по каждому договору.

Согласно приказов ООО «<данные изъяты>» ФИО11, ФИО10, ФИО12, ФИО13 приняты на работу разнорабочими с окладом 8227 руб.

Согласно платежных ведомостей ООО «<данные изъяты>» за август- ноябрь 2009 года ФИО11, ФИО10, ФИО12, ФИО13 начислена заработная плата ежемесячно по 8 160 рублей каждому.

Данные ведомости, табели учета рабочего времени, в которых содержатся сведения о времени работы ФИО11, ФИО10, ФИО12, ФИО13 с августа по ноябрь 2009 года, а также акты –приемки выполненных работ ООО «<данные изъяты>», платежные поручения об удержании налогов на доходы физических лиц и пенсионного налога, как установлено в судебном заседании, представлены ООО «<данные изъяты>» в ГУ «Центр занятости населения Кош-Агачский район».

Из выводов судебно –почерковедческой экспертизы следует, что в платежных ведомостях за август-ноябрь 2009 года, представленных ООО «<данные изъяты>» в Центр занятости населения, подписи выполнены не ФИО10, ФИО12, ФИО13, а другим лицом; установить кем выполнена подпись от имени ФИО11 не представилось возможным.

Согласно информации ОАО «<данные изъяты>» и платежных поручений на расчетный счет ООО «<данные изъяты>» произведены зачисления субсидий из ГУ ЦЗН Кош-Агачский район в период с августа по ноябрь 2009 года, согласно договоров № 31 и 39 по 20 764 рублей ежемесячно, всего на сумму <данные изъяты> рублей.

При установленных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о виновности Бойдоева А.М. в совершении мошенничества.

Учитывая, что действия по хищению денежных средств путем обмана Бойдоевым А.М. совершалось из одного источника, одновременно, аналогичным способом, что свидетельствует о едином умысле на совершение преступления, действия осужденного образуют единое продолжаемое преступление, не требующее квалификации по каждому эпизоду, судебная коллегия находит необходимым действия Бойдоева А.М. квалифицировать по одной статье УК РФ, переквалифицировав его действия с ст. 69 ч.3 УК РФ.

Доводы защиты об отсутствии в действиях Бойдоева А.М. состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ, судом правильно признаны необоснованными, оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Кроме того, доводы защиты о признании в качестве недопустимого доказательства постановления о возбуждения уголовного дела ввиду отсутствия подписи следователя были предметом исследования в судебном заседании, суд пришел к правильному выводу, что указанный процессуальный документ оформлен надлежащим образом должностным лицом, в том числе им подписан.

При назначении наказания осужденному Бойдоеву А.М. судебная коллегия исходит из требований ст. 60 УК РФ, данных о личности осужденного и конкретных обстоятельств содеянного.

Нарушений уголовного –процессуального законодательства, влекущих отмену приговора, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 373, 378, 379, 388 УПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 2 сентября 2011 года в отношении осужденного Бойдоева А.М. изменить:

Действия Бойдоева А.М. с ч.3 ст. 159 УК РФ, по которой назначить наказание в виде штрафа в размере 130 000 рублей.

Исключить из резолютивной части приговора указание суда о назначении Бойдоеву А.М. окончательного наказания по ст.69 ч.3 УК РФ.

В остальной части приговор суда оставить без изменения.

Председательствующий: И.Н. Бобылев

Судьи: И.В. Барсукова, Т.А. Кононенко

Верно: