Кассационное определение от 10 ноября 2010 года о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления



Председательствующий - Бабушкин С.А. Дело № 33 - 689

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 ноября 2010 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего - М.В.Алексиной

судей - Н.И.Сумачаковой, Б.Е.Антуха

при секретаре - К.А.Тогочаевой

с участием прокурора - Л.В.Кулеевой

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Главы муниципального образования «Турочакский район» Н.Я.Болтухина на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 28 сентября 2010 года, которым

заявление прокурора Турочакского района Республики Алтай, удовлетворено.

Признано Постановление главы МО «Турочакский район» от 27 февраля 2009 года № 144 «О денежном содержании муниципальных служащих МО «Турочакский район»» противоречащим ч. 2 ст. 22 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановлено опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-аналитическом издании Турочакского района «И» со дня вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Алексиной М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Турочакского района Республики Алтай обратился в суд с заявлением о признании Постановления главы МО «Турочакский район» от 27 февраля 2009 года № 144 «О денежном содержании муниципальных служащих МО «Турочакский район»» (далее - Постановление) противоречащим ч. 2 ст. 22 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», не действующим и не подлежащим применению с момента опубликования. Требования мотивированы тем, что Постановление принято за пределами полномочий главы МО «Турочакский район». Частью 2 ст. 22 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и ч. 4 ст. 7 Закона Республики Алтай от 18.04.2008 г. № 26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай», предусмотрено, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления для муниципальных служащих устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования. Оспариваемое Постановление является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, поскольку число муниципальных служащих не является постоянным, рассчитан на неоднократное применение, направлен на возникновение правоотношений по определению размера денежного содержания муниципальных служащих. Постановление было опубликовано в информационно-аналитическом издании «Истоки» <данные изъяты>. Принятие такого акта не уполномоченным должностным лицом непосредственно ведёт к необоснованному установлению размера денежного содержания муниципальных служащих, что может привести к нецелевому использованию бюджетных средств.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился Глава муниципального образования «Турочакский район» Н.Я.Болтухин, в кассационной жалобе просит отменить его и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что имеет место противоречие между Федеральным законом от 2.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отнесения полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих к ведению представительного органа муниципального образования, поскольку Федеральный закон №131-ФЗ не содержит конкретного отнесения таких полномочий к ведению представительного органа муниципального образования. Во исполнение ч. 3 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ ч. 19 ст. 5.1 главы 5 Устава муниципального образования «Турочакский район» предусмотрено, что Глава района определяет гарантии, размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Ни при регистрации изменений в вышеуказанный Устав, ни по результатам проводимых юридических экспертиз на несоответствие действующего Устава в части полномочий главы не указывалось, внести изменения не предлагалось. Органами прокуратуры на необходимость внесения изменений в Устав в части отнесения полномочий по установлению размера и условий оплаты труда муниципальных служащих к ведению Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» до настоящего времени указано не было. В силу ч. 2 ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Принятие Главой муниципального образования «Турочакский район» оспариваемого постановления полностью соответствует Уставу муниципального образования «Турочакский район» и не противоречит действующему законодательству.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Кулееву Л.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как усматривается из материалов дела, постановлением Главы муниципального образования «Турочакский район» от 27 февраля 2009 года №144 утверждено Положение о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Турочакский район», а также утверждены размеры должностных окладов по муниципальным должностям муниципальной службы.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2.03.2007 год №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Ч. 4 ст. 7 Закона Республики Алтай от 18.04.2008 года №26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада и оклада за классный чин, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Алтай.

Из вышеизложенных норм следует, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования, а не главой муниципального образования, в связи с чем судебная коллегия находит правильным, основанным на положениях ст. 22 Федерального закона от 2.03.2007 год №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 7 Закона Республики Алтай от 18.04.2008 года №26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай», вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление противоречит указанным законам и в силу ст. 253 ГПК РФ подлежит признанию недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу.

Довод кассационной жалобы о том, что Федеральный закон №131-ФЗ не содержит конкретного отнесения полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих к ведению представительного органа муниципального образования, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку такие полномочия установлены Федеральным законом № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Не имеют правового значения при рассмотрении данного дела доводы кассатора о том, что регистрирующим органом и прокуратурой на необходимость внесения изменений в Устав в части отнесения полномочий по установлению размера и условий оплаты труда муниципальных служащих к ведению Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» не указывалось, что ч. 19 ст. 5.1 главы 5 Устава муниципального образования «Турочакский район» соответствует ч. 3 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ, также как и довод о соответствии оспариваемого постановления Уставу муниципального образования «Турочакский район», поскольку предметом судебного разбирательства является постановление главы района, а не Устав муниципального образования, кроме того, указанное постановление признано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 28 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы муниципального образования «Турочакский район» Н.Я.Болтухина - без удовлетворения.

Председательствующий - М.В.Алексина

Судьи - Н.И.Сумачакова, Б.Е.Антух

Копия верна: судья