кассационное определение от 17 ноября 2010 года о признании недействующим нормативно-правового акта



Председательствующий - Усольцева Е.В. Дело № 33-717

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2010 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего - Сумачаковой Н.И.,

судей - Барсуковой И.В., Антуха Б.Е.,

при секретаре - Тогочаевой К.А.,

с участием прокурора - Затеевой Т.А.,

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации муниципального образования «Майминский район» Романовой М.В. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 17 сентября 2010 года, которым

удовлетворено заявление Перегудовой ФИО11. Признано недействующим со дня его принятия решение 18-ой сессии Майминского районного Совета депутатов № 18-06 от 27 августа 2010 года «О внесении изменений в решение сессии Майминского районного Совета депутатов № 28-03 от 28 июля 2005 года «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в Майминском районе».

После вступления настоящего решения в законную силу оно подлежит опубликованию в газете «Сельчанка».

Взыскана с администрации МО «Майминский район», Майминского районного Совета депутатов в солидарном порядке в пользу Перегудовой ФИО12 государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Антуха Б.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Перегудова Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим решения 17-й сессии Майминского районного Совета депутатов № 17-31 от 21 мая 2010 года с момента его издания, ссылаясь на то, что решением 28-й внеочередной сессии Майминского районного Совета депутатов № 28-03 от 28 июля 2005 года было принято решение об освобождении медицинских работников от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Правительством РА. Решением 17-й сессии № 17-31 от 21 мая 2010 года были внесены изменения в решение №28-03 от 28 июля 2005 года, установлена денежная компенсация в размере 4000 руб. С данным решением Перегудова Е.А. не согласна, поскольку до этого времени она, как медицинский работник, пользовалась в полном объеме льготами, предоставляемыми по коммунальным услугам за тепло. Оплата производилась бухгалтерией Майминской Центральной районной больницы. Согласно позиции Конституционного суда РФ при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В июне 2010 года ей был выставлен счет на оплату за тепло в сумме <данные изъяты> коп., а заработная плата заявителя составляет <данные изъяты> руб., поэтому ей приходится изыскивать дополнительные денежные средства.

Заявитель Перегудова Е.А. в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя Табакаевой О.В.

Представитель заявителя Табакаева О.В. требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица МО «Майминский район» Романова М.В., заявленные требования не признала.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Администрации муниципального образования «Майминский район» Романова М.В. В кассационной жалобе она указала, что решение вынесено с нарушением норм материального права, без учета анализа норм действующего федерального законодательства в сфере организации деятельности органов местного самоуправления и подлежит отмене. Вывод суда о том, что уровень социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, гарантированный ранее действовавшим законодательством, был существенно снижен оспариваемым решением сессии, основан на неправильном толковании норм материального права. Положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись льготы (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 01 января 2005 года утратили силу. Суд не учел, что в связи с принятием № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года в отношении данной категории работников на федеральном уровне изменилось правовое регулирование и по существу, изменился установленный объем и порядок предоставления льгот. Действующее федеральное законодательство не препятствует органам местного самоуправления и субъектам Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки определенным категориям работников и не устанавливает требований к объему мер социальной поддержки, представляемых работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных образований. Выводы суда о том, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских и фармацевтических работников надлежит сохранить жилищно-коммунальные льготы в том объеме, в каком они предоставлялись ранее, т.е. в полном объеме соответствующих расходов, не могут быть признаны состоятельными, т.к. основаны на неверном толковании действующего законодательства.

В возражениях на жалобу представитель Перегудовой Е.А. - Табакаева О.В. просит решение суда оставить без изменения.

Проверив представленные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей МО «Майминский район» Романову М.В., Майминского районного Совета депутатов Фуршатову О.С., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Затеевой Т.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил нормы закона, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 63 Закона РСФСР «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в редакции ФЗ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года) меры социальной поддержки медицинских, фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 63 этого Закона, действовавшей до 1 января 2005 года, работники здравоохранения, проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством. С 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года и Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч. 2 ст. 63 Основ утратила силу; указанная статья дополнена ч.ч. 5 и 6. Часть 5 ст. 63 Основ предусматривает, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Часть 6 данной статьи меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В развитие данной правовой нормы Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай 19 мая 2005 года был принят Закон № 43-РЗ «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай» согласно ст. ст. 1, 2 которого медицинским работникам находящимся в ведении Республики Алтай проживающим и работающим в сельской местности представляются меры социальной поддержки освобождение от оплаты занимаемой общей жилой площади (наем жилого помещения, его содержание и ремонт) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Правительством Республики Алтай; освобождение от оплаты электроснабжения (освещения) в пределах нормативов его потребления; освобождение от оплаты тепловой энергии (отопления) в пределах нормативов потребления данных коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления. Работникам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - освобождение от оплаты твердого топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива.

На 28-й внеочередной сессии Майминского районного Совета депутатов Муниципального образования «Майминский район» Республики Алтай было принято решение № 28-03 от 28 июля 2005 года «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в Майминском районе», согласно ч.ч. 1, 2 которого медицинским работникам, работающим в муниципальных учреждениях здравоохранения и образования предоставляются меры социальной поддержки в виде: освобождения от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Правительством РА. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Освобождение от оплаты электрической и тепловой энергии в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления. Работникам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - освобождение от оплаты топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

21 мая 2010 года решением 17-й сессии Майминского районного Совета депутатов № 17-31 были внесены изменения в вышеуказанное решение, часть 2 изложена в новой редакции: «Работникам, указанным в пункте 1 Решения сессии Майминского районного Совета депутатов № 28-03 от 28 июля 2005 года «О мерах поддержки некоторых категорий работников, проживающих в Майминском районе» установить денежную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей».

27 августа 2010 года решением 18-й сессии Майминского районного Совета депутатов № 18-06 внесены изменения в решение сессии Майминского районного Совета депутатов № 28-03 от 28 июля 2005 года, пункт 2 изложен в новой редакции: «работникам, указанным в пункте 1 настоящего решения предоставляются меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений, электрической и тепловой энергии в размере <данные изъяты> рублей в год», решение сессии Майминского районного Совета депутатов № 17-31 от 21 мая 2010 года отменено. В Пункте 4 указано, что настоящее решение вступает в силу 01 июня 2010 года. Решение опубликовано в газете «Сельчанка» 31 августа 2010 года № 69.

Судом установлено, что ранее Перегудова Е.А. пользовалась льготами в виде бесплатного предоставления отопления и освещения квартиры, что согласно решению18-й сессии Майминского районного Совета депутатов № 18-06 заменено на денежную компенсацию в виде <данные изъяты> руб. в год.

Исходя из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, данный Закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно п. 2 данной статьи при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как видно из материалов дела, совокупный объем финансирования для работников МУЗ «Майминская районная больница» на 2010 год согласно Решения «О бюджете муниципального образования «Майминский район» на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» уменьшен по сравнению с 2009 годом с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей, работников поликлиники с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рубля, из чего следует, что уровень социальной поддержки муниципальных медицинских работников был существенно снижен.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление федеральным законодателем предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что уровень государственной поддержки, гарантированный ранее действовавшим законодательством, был существенно снижен принятым решением 18-й сессии Майминского районного Совета депутатов № 18-06, в связи с чем оно не может быть признано законным и поэтому нормативный правовой акт подлежит отмене.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что доводы жалобы не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку они сводятся к иному, неправильному толкованию норм материального права и переоценке доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 17 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации муниципального образования «Майминский район» Романовой М.В. - без удовлетворения.

Председательствующий - Н.И. Сумачакова

Судьи - И.В. Барсукова

Б.Е. Антух