Председательствующий - Бабушкин С.А. Дело № 33- 667
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 ноября 2010 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.,
судей - Сумачаковой Н.И., Антуха Б.Е.,
при секретаре - Тогочаевой К.А.,
с участием прокурора - Кулеевой Л.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе главы сельской администрации МО «Майское сельское поселение» Санженаковой ФИО9 на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 24 сентября 2010 года, которым
удовлетворено заявление прокурора Турочакского района Республики Алтай.
Признаны пункты 4, 5 ст. 13 решения сессии Майского сельского Совета депутатов от 18 декабря 2009 года № 6-1 «О бюджете МО «Майское сельское поселение» на 2010 год и на плановый период 2011-2012 г.г.» противоречащими ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения сессии Майского сельского Совета депутатов в законную силу, то есть с 01 января 2010 года.
Судом определено опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-аналитическом издании Турочакского района «Истоки» и разместить на информационных стендах в селах Майск, Талон Турочакского района со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Антуха Б.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Турочакского района Республики Алтай обратился в суд с заявлением о признании пунктов 4, 5 ст. 13 Решения сессии Майского сельского совета депутатов от 18 декабря 2009 года № 6-1 «О бюджете МО «Майское сельское поселение» на 2010 год и на плановый период 2011-2012 г.г.» противоречащими ч. 3 ст. 7 ФЗ № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не действующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу, то есть с 01 января 2010 года. Требования мотивированы тем, что решение сессии Майского сельского Совета депутатов от 18 декабря 2009 года № 6-1 «О бюджете МО «Майское сельское поселение» на 2010 год и на плановый период 2011-2012 г.г.» является нормативным правовым актом. Пунктом 4 ст.13 решения предусматривается, что нормативные правовые акты МО «Майское сельское поселение», не обеспеченные источниками финансирования в местном бюджете на 2010 г., не подлежат исполнению в 2010 году. Пунктом 5 данной статьи предусматривается, что если, реализация нормативно-правового акта МО «Майское сельское поселение» частично (не в полной мере) обеспечена источниками финансирования в бюджете, такой нормативный правовой акт реализуется и применяется в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на 2010 год. Положения указанных пунктов являются незаконными, поскольку ч. 3 ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не ставит исполнение муниципальных правовых актов в зависимость от наличия или отсутствия в местном бюджете денежных средств на их реализацию.
В судебном заседании прокурор Турочакского района Куханов Ю.В. поддержал требования.
Глава сельской администрации Майского сельского поселения Санженакова Г.Н. требования прокурора не признала.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласилась Глава сельской администрации МО «Майское сельское поселение» Санженакова Г.Н., просит решение отменить. В жалобе указала, что суд должен был исследовать вопрос о том, соответствует ли содержание п.п. 4, 5 ст. 13 решения сессии Майского сельского Совета депутатов от 18 декабря 2009 года № 6-1 «О бюджете МО «Майское сельское поселение» на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годы Бюджетному кодексу РФ, т.е. наделен ли Майский сельский Совет депутатов полномочиями по приостановлению действия нормативно-правовых актов, в случае отсутствия финансирования на их реализацию, а также может ли включаться такое решение в нормативно-правовой акт о бюджете муниципального образования. Суд без ссылки на положения каких-либо нормативно-правовых актов, без обоснования указал, что в случае необходимости действие законодательных актов (решений), не обеспеченных (не полностью обеспеченных) источниками финансирования, должно приостанавливаться отдельными законодательными актами. Судом необоснованно сделан вывод о противоречии п.п. 4, 5 ст. 13 решения сессии Майского сельского Совета депутатов от 18 декабря 2009 года № 6-1 «О бюджете МО «Майское сельское поселение» на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годы», ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Кулееву Л.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя требования прокурора Турочакского района Республики Алтай, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что п.п. 4, 5 ст. 13 решения, принятого на сессии Майского сельского Совета депутатов от 18 декабря 2009 года № 6-1 «О бюджете МО «Майское сельское поселение» на 2010 год и на плановый период 2011-2012 г.г.», противоречат ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в связи с чем подлежат отмене.
Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет круг вопросов местного значения, по которым, в соответствии со ст. 7 закона, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, Федеральным Конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим Федеральным законам.
Ранее действующей редакцией п. 4 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 05.08.2000г. № 116-ФЗ) было предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ в ст. 83 Бюджетного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым она изложена следующим образом: если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Как следует из материалов дела, 18 декабря 2009 года на сессии Майского сельского Совета депутатов принято решение № 6-1 «О бюджете МО «Майское сельское поселение» на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годы», которое обнародовано на информационных стендах с. Талон и с.Майск Майского сельского поселения.
В п. 4, п. 5 ст. 13 решения указано, что нормативные правовые акты муниципального образования «Майское сельское поселение», не обеспеченные источниками финансирования в местном бюджете на 2010 год, не подлежат исполнению в 2010 году. В случае, если реализация нормативного правового акта муниципального образования «Майское сельское поселение» частично (не в полной мере) обеспечена источниками финансирования в бюджете, такой нормативный правовой акт реализуется и применяется в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на 2010 год.
Поскольку в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации уже не предусматривает возможность приостановления действия отдельных пунктов статей принятых решений о бюджете на очередной финансовый год, то пункты 4, 5 ст. 13 оспариваемого правового акта, согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» верно признаны судом противоречащими положениям вышеназванного закона и подлежат отмене в этой части.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит, что доводы кассационной жалобы не нашли своего подтверждения, в связи с чем не могут являться основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 24 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы сельской администрации МО «Майское сельское поселение» Санженаковой Галины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий - М.В. Алексина
Судьи - Н.И. Сумачакова
Б.Е. Антух