кассационное определение от 27 апреля 2011 года об обязании устранить нарушения законодательства в части гарантированных прав инвалидов



Председательствующий - Машкова Э.П. Дело № 33-265

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2011 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего - Алексиной М.В.

судей - Солоповой И.В., Сумачаковой Н.И.

при секретаре - Тогочаевой К.А.

с участием прокурора - Кулеевой С.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Главы Каракокшинской сельской администрации Ю.С.Шмырина на решение Чойского районного суда Республики Алтай от 15 марта 2011 года, которым

обязана Сельская администрация «Каракокшинское сельское поселение» устранить имеющиеся нарушения законодательства в части гарантированных прав инвалидов, использующих кресла-коляски, в том числе детей-инвалидов, путем обеспечения входа в здание Сельской администрации «Каракокшинское сельское поселение», расположенного по адресу: <адрес> специальными приспособлениями (пандусы, поручни, настилы, рельсы) в соответствии со строительными нормами и правилами в срок до 01 мая 2011 года.

Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Чойского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Сельской администрации «Каракокшинское сельское поселение» о понуждении устранить нарушения законодательства в части гарантированных прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Чойского района проведена проверка за соблюдением требований исполнения органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями законодательства в части гарантированных прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в деятельности Сельской администрации «Каракокшинское сельское поселение», расположенной по адресу: <адрес> выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился Глава Каракокшинской сельской администрации Ю.С.Шмырин, в кассационной жалобе просит отменить его. В обоснование жалобы указывает, что устранение имеющихся нарушений законодательства в части гарантированных прав инвалидов, использующих кресло-коляски, путем обеспечения входа в здание сельской администрации является нецелесообразным и не выполнимым, т.к. в поселении нет инвалидов, пользующихся такими креслами, изготовление пандуса для входа в здание недостаточно для удовлетворения минимальных потребностей инвалидов, поскольку либо необходимо делать капитальный ремонт здания с заменой семи дверных проемов, либо нанимать людей для переноса инвалида-колясочника через пороги. Денежные средства для таких целей в сельской администрации отсутствуют.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Кулееву С.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В ходе рассмотрения настоящего спора судом было установлено, что вход в здание администрации Каракокшинского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес> ответчиком не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), что препятствует свободному доступу инвалидов в здание сельской администрации Каракокшинского сельского поселения.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выявленное нарушение создает препятствие к доступу в здание сельской администрации, расположенного по вышеуказанному адресу, в связи с отсутствием специальных приспособлений (пандусы, поручни, настилы, рельсы) грубо нарушает права инвалидов, использующих кресла -коляски, в том числе детей - инвалидов, на решение местных и иных вопросов, в том числе путем обращения в органы местного самоуправления, и обязал сельскую администрацию «Каракокшинское сельское поселение» устранить имеющиеся нарушения законодательства в части гарантированных прав инвалидов, использующих кресла-коляски, в том числе детей-инвалидов, путем обеспечения входа в здание Сельской администрации «Каракокшинское сельское поселение», расположенного по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями (пандусы, поручни, настилы, рельсы) в соответствии со строительными нормами и правилами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит верным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание администрации Каракокшинского сельского поселения.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Доводы кассатора о том, что в Каракокшинском сельском поселении не проживают инвалиды, использующие кресла- коляски, судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку ст. 15 федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяет, что органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Требования прокурора предъявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку ст. 15 Устава муниципального образования Каракокшинское сельское поселение Чойского района Республики Алтай закрепляет право граждан на коллективные и индивидуальные обращения в органы местного самоуправления.

Ссылка кассатора на отсутствие денежных средств для устранения нарушений законодательства также несостоятельна, поскольку право на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, не может ставиться в зависимость от наличия финансовых средств.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чойского районного суда Республики Алтай от 15 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы Каракокшинской сельской администрации Ю.С.Шмырина - без удовлетворения.

Председательствующий М.В.Алексина

Судьи И.В. Солопова

Н.И. Сумачакова