Кассационное определение от 22 июня 2011 года по делу о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья лицу, состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Председательствующий - Беспалова Т.Е.                                    Дело № 33-425

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2011 года                                г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего - Сумачаковой Н.И.,

судей - Солоповой И.В., Антуха Б.Е.,      

при секретаре - Каршенинниковой Е.Е.,

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Горно-Алтайска Дробот В.П. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 04 мая 2011 года, которым

удовлетворены исковые требования Путиной А.З. к Исполнительно распорядительному органу местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска об обязании предоставить жилищную субсидию на приобретение жилья.

Возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Город Горно-Алтайск» предоставить вне очереди Путиной А.З. жилищную субсидию, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в муниципальном образовании «Город Горно-Алтайск», но не выше установленной социальной нормы площади жилого помещения на одного человека и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании «Город Горно-Алтайск», установленной уполномоченным Правительством Республики Алтай органом исполнительной власти Республики Алтай в сфере социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства.

Заслушав доклад судьи Сумачаковой Н.И., судебная коллегия

                                                   

УСТАНОВИЛА:

Путина А.З. обратилась в суд с иском к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - администрации г. Горно-Алтайска об обязании предоставить вне очереди жилищную субсидию на приобретение жилья, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не выше установленной социальной нормы площади жилого помещения на одного человека и среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в г. Горно-Алтайске. Исковые требования мотивированы тем, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей с 2005 года, с этого же времени имеет статус сироты. 03 мая 2006 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на март 2011 года ее учетный номер в очереди 31. Она закончила обучение в медицинском училище в 2008 году, собственного жилья не имеет, поэтому имеет право на получение субсидии для приобретения жилья.

В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции Путина А.З. на основании ст. 39 ГПК РФ представила заявление об изменении исковых требований, в котором просила обязать Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрацию г. Горно-Алтайска выплатить ей вне очереди жилищную субсидию для приобретения жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной Правительством Республики Алтай.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение просит в кассационной жалобе представитель Администрации г. Горно-Алтайска Дробот В.П., указывая, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что в соответствии с пунктом 15 Положения о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, Путиной А.З. не представлены соответствующие документы. Принимая решение, суд вышел за пределы исковых требований, поскольку суд разрешил первоначальные исковые требования Путиной А.З., которые были ею изменены. Измененные исковые требования не соответствуют пункту 19 Положения о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. В решении суда не указано, что жилищная субсидия должна быть предоставлена за счет средств республиканского бюджета. В настоящее время использованы все средства республиканского бюджета, предоставленные муниципальному образованию для исполнения в 2011 году государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Поскольку обеспечение указанной категории граждан является отдельным государственным полномочием, переданным муниципальным образованиям, оно может быть исполнено при условии предоставления им субвенций на эти цели. Тем самым суд в нарушение конституционно-правового смысла законоположения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.02.2009 г. № 250-О-П и Постановлении от 29.03.2011 г. № 2-П, незаконно возложил на Администрацию г. Горно-Алтайска исполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.            

В возражениях на кассационную жалобу Путина А.З. и ее представитель Тодокова М.М. просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Горно-Алтайска Дробот В.П. без удовлетворения.             

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав представителя Администрации г. Горно-Алтайска Дробот В.П., поддержавшего доводы жалобы, представителя Путиной А.З. - Тодокову М.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм процессуального права и неправильного применения норм материального права.

Из материалов дела следует, что Путина А.З. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска № 311/1-р от 03 мая 2006 года поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствующий список.

Тем самым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 57), Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Путина А.З. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, что никем не оспаривается.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 г. № 316 (далее - Положение), обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья и предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, законодательством Республики Алтай установлено, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления двумя путями: предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья и предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья указанной категории граждан является расходным обязательством Республики Алтай, поскольку предоставление такой субсидии федеральным законодательством не предусмотрено. Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья является дополнительной гарантией детям-сиротам, установленной Республикой Алтай как самостоятельным субъектом Российской Федерации, и осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Удовлетворяя исковые требования и возлагая на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению истцу субсидии на приобретение жилья, суд первой инстанции исходил из того, что Путина А.З. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому она в соответствии с Положением имеет право на получение такой субсидии вне очереди.

Однако суд первой инстанции, разрешая дело, не учел тот факт, что пунктами 11 - 22 Положения установлен порядок предоставления жилищной субсидии, который является обязательным.

Так, согласно пунктам 15, 16, 18 Положения лицо, имеющее право на получение жилищной субсидии и изъявившее желание на ее получение, или его законный представитель, обращается с личным заявлением соответствующего содержания в орган местного самоуправления, ответственный за учет граждан. К заявлению прилагаются документы согласно п. 7 Положения и договор купли-продажи жилого помещения. Органом местного самоуправления, ответственным за учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, рассматривается заявление, изучаются представленные документы, после чего им выносится заключение о возможности предоставления жилищной субсидии или мотивированное решение об отказе. Жилищные субсидии предоставляются путем перечисления денежных средств продавцу жилого помещения на основании договора купли-продажи, зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай или застройщику жилья, отобранному на конкурсной основе муниципальным образованием.

Ни из оспариваемого решения, ни из материалов дела не следует, что Путиной А.З. соблюден указанный порядок предоставления жилищной субсидии и судом ошибочно данное обстоятельство не определено как обстоятельство, имеющее значение для дела, поэтому судом первой инстанции допущено нарушение ч. 2 ст. 56, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ.

Кроме того, своим решением суд возложил на Администрацию г. Горно-Алтайска обязанность предоставить Путиной А.З. жилищную субсидию на приобретение жилья вне очереди.

Вместе с тем, действующим законодательством Республики Алтай не предусмотрено предоставление субсидии детям-сиротам на приобретение или строительство жилья вне очереди. Об этом не говорится и в вышеуказанном Положении, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 г. № 316.

Таким образом, вывод суда о внеочередном предоставлении Путиной А.З., как лицу, состоявшему на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищной субсидии не основан на законе.

Судебная коллегия находит допущенные судом нарушения существенными, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон, в связи с чем судебное постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, установить, обращалась ли Путина А.З. в орган местного самоуправления по месту своего жительства с заявлением о предоставлении именно жилищной субсидии, прилагались ли ею к этому заявлению документы, указанные в п. 7 Положения, и зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай (Управлении Росреестра по Республике Алтай) договор купли-продажи жилого помещения, принималось ли органом местного самоуправления мотивированное решение об отказе Путиной А.З. в предоставлении субсидии на приобретение жилья, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 04 мая 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий      Н.И. Сумачакова

Судьи         И.В. Солопова

         Б.Е. Антух