Кассационное определение от 29 июня 2011 года по делу о взыскании в доход федерального бюджета средств, затраченных на военную и специальную подготовку курсанта военного института



Председательствующий - Беспалова Т.Е.                                    Дело № 33-437

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2011 года                                г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего - Сумачаковой Н.И.,

судей - Солоповой И.В., Калиничевой С.В.,      

при секретаре - Каршенинниковой Е.Е.,

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению военного прокурора Самарского гарнизона Шулятникова В.В. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 марта 2011 года, которым

отказано в удовлетворении иска военного прокурора Самарского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков о взыскании в доход федерального бюджета средств, затраченных на военную и специальную подготовку, в размере 281 700 рублей.

Заслушав доклад судьи Сумачаковой Н.И., судебная коллегия

                                                   

УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор Самарского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к Мегедину А.С. о взыскании в доход федерального бюджета средств, затраченных на военную и специальную подготовку, в размере 281 700 рублей. Исковое требование мотивировано тем, что Мегедин А.С. проходил обучение в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков (военный институт). На основании приказа начальника института № 458 от 28.07.2007 г. Мегедин А.С. был зачислен на первый курс на должность курсанта. На срок обучения с институте и на 5 лет после его окончания с Мегединым А.С. 31 октября 2008 года заключен контракт о прохождении военной службы. В связи с неуспеваемостью Мегедин А.С. был представлен на заседание ученого совета Сызранского ВВАУЛ и решением ученого совета предложено отчислить его от дальнейшего обучения по теоретической неуспеваемости. Приказом начальника Сызранского ВВАУЛ № 17 от 02.02.2009 г. Мегедин А.С. отчислен от дальнейшего обучения в связи с несоблюдением условий контракта со стороны военнослужащего и направлен для окончания военной службы по призыву. В настоящее время срок его военной службы истек. За период обучения ответчика из средств федерального бюджета на его обучение и специальную подготовку затрачено 281 700 рублей. Срок обучения составил 1 год и 6 месяцев.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения просит в кассационном представлении военный прокурор Самарского гарнизона Шулятников В.В., указывая, что суд пришел к неправильному выводу, указав в качестве основания в отказе в иске то обстоятельство, что при заключении контракта с Мегединым А.С. не были оговорены условия возмещения средств федерального бюджета при отчислении из военного института и обязательства Мегедина А.С. возместить такие затраты. Данный вывод суда противоречит требованиям п. 7 ст. 35 Федерального закона «О военной обязанности и военной службе» и Постановлению Правительства РФ от 25.06.2007 г. № 402, которые установили основания и порядок возмещения гражданами, отчисленными из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшимися заключать контракт о прохождении военной службы, средств федерального бюджета, затраченных на их военную и специальную подготовку. Данными нормативными правовыми актами не предусмотрено, что взыскание данных затрат возможно только при условии включения в контракт сведений о возможном возмещении затрат на специальную или военную подготовку. Мегедин А.С. отчислен из высшего военного образовательного учреждения по неуспеваемости, в связи с чем, в силу требований п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его специальную и военную подготовку. При этом закон имеет прямое действие без наступления каких-либо дополнительных условий, связанных с заключением контракта. Неверны выводы суда и о том, что в контракте с Мегединым А.С. не предусмотрен конкретно определенный размер подлежащих возмещению средств, поскольку размер подлежащих возмещению средств определяется в денежном выражении и зависит только от срока обучения в военном образовательном учреждении.                         

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно выписке из приказа начальника Сызранского ВВАУЛ (ВИ) № 458 от 28 июля 2007 года Мегедин А.С. с 01 августа 2007 года зачислен на первый курс в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт), назначен на воинскую должность курсанта и присвоено воинское звание рядовой.

31 октября 2008 года на срок обучения в Сызранском ВВАУЛ (ВИ) и на 5 лет после его окончания с курсантом Мегединым А.С. заключен контракт о прохождении военной службы.

В связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - самовольное оставление части 07 декабря 2008 года - Мегедин А.С. был представлен на заседание ученого совета Сызранского ВВАУЛ (ВИ) и решением ученого совета (выписка из протокола № 5 от 25.12.2008 г.) предложено отчислить его от дальнейшего обучения.

Приказом начальника Сызранского ВВАУЛ (ВИ) № 17 от 02 февраля 2009 года Мегедин А.С. отчислен от дальнейшего обучения в училище по недисциплинированности и с ним расторгнут контракт. С 03 февраля 2009 года Мегедин А.С. исключен из списка личного состава училища и направлен в в/ч 15566 для дальнейшего прохождения срочной службы.

В статье 32 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

Федеральным законом от 06.07.2006 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» был уточнен порядок поступления граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования, а также заключения контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

В частности, статья 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» была дополнена пунктом 7, в соответствии с которым граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подп. «д», «е» (подп. «е.1» дополнен Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 286-ФЗ) и «з», подп. «в» и «д» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Исходя из положений п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, является разновидностью материальной ответственности военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, перед государством, что согласуется с ограничениями, которые вытекают из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Указанную разновидность материальной ответственности можно определить как юридическую обязанность военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, по соблюдению предписаний норм военного законодательства и условий заключенного контракта о прохождении военной службы, реализующуюся в их правомерном поведении в период обучения и в течение определенного срока после окончания обучения, а в случае совершения правонарушения, указанного в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», в том числе такого как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, обязанность правонарушителя претерпеть ограничения имущественного характера.

Реализация материальной ответственности определяется через юридическую обязанность. Если обязанность по соблюдению предписаний финансовой нормы отсутствует, соответственно отсутствует и материальная ответственность.

Правовая норма, указанная в п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», выступает основанием материальной ответственности. Нормативность и юридический характер материальной ответственности вытекают непосредственно из ее закрепленности в норме права в виде определенной модели поведения и деятельности соответствующих должностных лиц органов военного управления по ее обеспечению.

В Указе Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237» от 11.09.2007 г. № 1172 типовая форма контракта о прохождении военной службы была изложена в новой редакции, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, и в подп. «в» п. 2 типовой формы контракта о прохождении военной службы указывается размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку.

Таким образом, к условиям, при наличии которых гражданин, обучающийся в военном образовательном учреждении профессионального образования, привлекается к возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, относятся:

наличие в контракте о прохождении военной службы условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку;

наличие конкретно определенного размера подлежащих возмещению указанных средств, включенного в контракт о прохождении военной службы;

совершение виновных действий, связанных с его отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо в иных случаях, указанных в ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Контракт о прохождении военной службы заключен с Мегединым А.С. 31 октября 2008 года, то есть после введение в действие п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и изложения в вышеназванном Указе Президента Российской Федерации в новой редакции типовой формы контракта о прохождении военной службы.

Однако заключенный с Мегединым А.С. контракт о прохождении военной службы не соответствует указанным нормативным правовым актам, в нем не содержатся обязательные условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, и в него не включен конкретно определенный размер подлежащих возмещению указанных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 г. № 402 была утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Данное Постановление вступило в силу с 01 июля 2007 года и распространило свое действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года. В пункте 2 этого Постановления было поручено Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, привести свои нормативные правовые акты в соответствие с названным Постановлением.

Как следует из приказа Министра обороны Российской Федерации от 08.08.2008 г. № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402», в соответствии с названным Постановлением была утверждена Методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России.

Из пункта 2 приказа следует, что статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации до 30 сентября 2008 года было предписано организовать разработку рекомендаций должностным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации по организации исчисления и обеспечению возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России, и утвердить их.

Данные рекомендации были разработаны и утверждены статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации в октябре 2008 года.

Согласно п. 15 этих рекомендаций, на каждого поступившего в военно-учебное заведение гражданина заводится индивидуальная карта учета средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина на период его обучения в военном ВУЗе.

Из материалов дела не следует, что на курсанта Мегедина А.С. в Сызранском ВВАУЛ (ВИ) была заведена индивидуальная карта учета средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку на период обучения в Сызранском ВВАУЛ (ВИ).

Военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы, определяемой в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, квалификационными требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной подготовке выпускников по соответствующим специальностям и специализациям.

Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что при поступлении Мегедина А.С. в военный институт и в период его обучения в нем до него условия и размер средств, затраченных на его военную или специальную подготовку, подлежащих возмещению в случае его досрочного отчисления из военно-учебного заведения, не доводились.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что в отношении Мегедина А.С. в период его обучения, в том числе при заключении контракта о прохождении военной службы, Сызранским ВВАУЛ (ВИ) был нарушен установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 г. № 402, приказом Министра обороны Российской Федерации № 434 от 08.08.2008 г. и рекомендациями, утвержденными статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации, порядок ведения учета и расчета средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку Мегедина А.С.

В связи с чем, военным прокурором Самарского гарнизона в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не доказаны обстоятельства, на которые он ссылался в поданном иске как на основания своих требований.

В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска военного прокурора Самарского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков к Мегедину А.С. о взыскании в доход федерального бюджета средств, затраченных на военную и специальную подготовку, в размере 281 700 рублей.

Доводы кассационного представления военного прокурора Самарского гарнизона сводятся к тому, что с Мегедина А.С. подлежат взысканию средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, на основании одного расчета, произведенного начальником Сызранского ВВАУЛ (ВИ), однако эти доводы являются ошибочными, не соответствующими нормам закона о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность.

Тем самым решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 марта 2011 года оставить без изменения, кассационное представление военного прокурора Самарского гарнизона Шулятникова В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий      Н.И. Сумачакова

Судьи         И.В. Солопова

         С.В. Калиничева