Кассационное определение от 14 сентября 2011 года по делу об отмене решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы района



Председательствующий – Чертков С.Н.                                       Дело № 33-714

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2011 года                                             г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Алексиной М.В.,

судей – Солоповой И.В., Ялбаковой Э.В.,

при секретаре – Тогочаевой К.А.,

с участием прокурора – Прасловой М.В.,

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Телесова А.Е. на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 26 августа 2011 года, которым

отказано в удовлетворении заявления Телесова А.Е. к Территориальной избирательной комиссии Шебалинского района об отмене решения от 18 августа 2011 года об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы района (аймака) МО «Шебалинский район» и обязании зарегистрировать в качестве кандидата.

Заслушав доклад судьи Алексиной М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Телесов А.Е. обратился в суд с заявление о признании решения Территориальной избирательной комиссии Шебалинского района от 18 августа 2011 года об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы района (аймака) МО «Шебалинский район» незаконным, отмене указанного решения и обязании зарегистрировать его в качестве кандидата на должность района (аймака) МО «Шебалинский район». Заявление мотивировано тем, что основанием для отказа в регистрации явились допущенные нарушения подп. 2 п. 11 ст. 25 и подп. 7 п. 2 ст. 77 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай». Были признаны недействующими 33 подписи в подписных листах, что составляет 14,3%. В соответствии с подп. 2 п. 11 ст. 25 указанного Закона Республики Алтай подпись избирателя может быть признана недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации, однако такой справки в избирательной комиссии не имеется, а ТП ОФМС органом внутренних дел не является. Имеющиеся таблицы подписаны неуполномоченным на то лицом. В представленных таблицах и протоколе избирательной комиссии имеются несоответствия. Так, в нарушение п. 7 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 16 ст. 25 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» избирательной комиссией в итоговом протоколе не указано ни одного основания признания подписей недействительными, копия протокола не была вручена до заседания комиссии, в результате чего он был лишен возможности представить возражения. Сведения в таблицах из ТП ОФМС в отношении избирателей И.В.М., Т.А.Я., К.И.Н., Б.О.В., К.А.Е. не соответствуют действительности, что не исключает недостоверности остальных сведений, представленных ТП ОФМС. Неправильное указание в подписях лишь некоторых сведений (одной цифры или буквы) являются описками и не препятствует однозначному восприятию указанных сведений об избирателях и их установлению.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований просит в кассационной жалобе Телесов А.Е., указывая, что проверка подписных листов, а именно сведений об избирателях из системы ГАС «Выборы» и из ТП ОФМС по Шебалинскому району, проведена неправомерно. В судебном заседании было установлено, что сведения о семи избирателях, признанных избирательной комиссией недействительными, на самом деле являются достоверными. Соответствие или несоответствие действительности сведений об избирателях в такой ситуации возможно проверить лишь путем сверки паспортов с подписными листами. До судебного заседания им было проверено 19 подписантов, их них у семерых данные в паспорте не соответствуют данным из ТП ОФМС. Оставшиеся 14 лиц проверены не были. Однако суд также надлежащим образом проверку этих 14 подписей не провел, сославшись на несоответствующие действительности сведения из ТП ОФМС по Шебалинскому району, хотя для регистрации его в качестве кандидата не хватало всего 4 подписи. Судом не дана оценка тому, что таблицы из ТП ОФМС по Шебалинскому району официальной справкой являться не могут, поскольку официальные документы органов власти должны подписываться их руководителями. Подписавшая таблицы А.Н.В. должностным лицом не является, так как не имеет специального звания. Подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации. В таблицах ТП ОФМС по Шебалинскому району отсутствуют отметки о несоответствии действительности подписей (подписной лист 14 строка 3), либо наоборот, указано о соответствии действительности подписей (лист 26 строка 3), однако эти подписи признаны недействительности со ссылкой именно на указанные таблицы. Незаконны выводы суда о том, что невручение ему в предусмотренный законом срок копии итогового протокола проверки подписей не является основанием отмены решения избирательной комиссии, поскольку в результате нарушения п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» он был лишен возможности получить в комиссии, одновременно с копией итогового протокола, заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и представить свои возражения по поводу отказа в его регистрации. Незаконно признаны недействительными подписи листа 11 строка 3 и листа 14 строка 3, так как они таковыми не являются. Возможно, они являются неполными, но этот вопрос не был проверен ни судом, ни избирательной комиссией.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Праслову М.В., давшую заключение о законности отказа заявителю в регистрации в качестве кандидата на должность главы района, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов района (аймака) МО «Шебалинский район» от 11.07.2011 г. № 28-1-р на 02 октября 2011 года назначены выборы главы МО «Шебалинский район» по единому избирательному округу.

Гражданином Российской Федерации Телесовым А.Е., зарегистрированным по адресу: <адрес>, подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы района (аймака) МО «Шебалинский район» в порядке самовыдвижения.

В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 8 ст. 22 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 г. № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» непосредственное выдвижение кандидата на должность главы муниципального образования может быть осуществлено путем самовыдвижения. При этом выдвижение такого кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.

В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Согласно п. 1 ст. 75 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 г. № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» для регистрации кандидата в одномандатном (едином) избирательном округе на основании подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей данного округа в количестве двух процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не менее 10 подписей.

Как установлено судом первой инстанции, для регистрации в качестве кандидата на должность главы района (аймака) МО «Шебалинский район» требуется 209 подписей, максимальное количество подписей для представления в избирательную комиссию составляет 230 подписей, поскольку по данному единому избирательному округу зарегистрировано 10 471 избиратель.

Выполняя условия поддержки (обеспечения) выдвижения кандидатов, установленных ст. 22 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 г. № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай», 05 августа 2011 года Телесовым А.Е. в территориальную избирательную комиссию Шебалинского района представлены заполненные подписные листы с 230 подписями избирателей.

В силу положений п.п. 1, 2, 5 ст. 25 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 г. № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» избирательная комиссия, организующая выборы, в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона, а также проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. Для установления достоверности указанных данных избирательная комиссия, организующая выборы, вправе использовать ГАС «Выборы». Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Статья 25 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 г. № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» устанавливает обязанность избирательных комиссий, организующих выборы, в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, проверить достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами.

Решением территориальной избирательной комиссии Шебалинского района от 24.07.2011 г. № 12/1 для проверки подписей, собранных в поддержку кандидатов, установлен 20% размер от установленного необходимого для регистрации кандидата количества подписей, что составило 42 подписи.

В результате проведенной рабочей группой проверки подписных листов кандидата Телесова А.Е., с использованием ГАС «Выборы», была установлена недействительность 6 подписей (лист 3 подпись 3, лист 7 подпись 1, лист 10 подпись 5, лист 13 подпись 5, лист 14 подпись 5, лист 17 подпись 3), в том числе при наличии справки ТП ОФМС по Республике Алтай в Шебалинском районе.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что территориальной избирательной комиссией Шебалинского района указанные подписи правомерно признаны недействительными при наличии справки именно ТП ОФМС по Республике Алтай в Шебалинском районе, поскольку в подп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что недействительными признаются подписи избирателей, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно же подп. 2 п. 11 ст. 25 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 г. № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» недействительными подписями, то есть подписями, собранными с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации.

Проанализировав указанные правовые нормы, судебная коллегия пришла к выводу, что положение подп. 2 п. 11 ст. 25 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 г. № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» противоречит положению подп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющему большую юридическую силу, в той части, которой установлен орган государственной власти, при наличии справки которого подписи избирателей могут быть признаны недействительными.

На момент возникновения спорных правоотношений, органы внутренних дел Российской федерации полномочиями по осуществлению регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не обладали. Такими полномочиями обладала и обладает в настоящее время ФМС России, что следует из п. 2 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. № 928.

В соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 г. № 208, регистрационный учет населения осуществляют территориальные органы ФМС России.

В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 25 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 г. № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» в случае выявления сведений, не соответствующих действительности, по ним проводится дополнительная проверка в органах, осуществляющих регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства и пребывания в пределах Российской Федерации.

В связи с выявлением 14,2% недействительных подписей (6 из 42), территориальной избирательной комиссией Шебалинского района было принято решение о проведении проверки всех подписей, представленных для регистрации кандидата Телесова А.Е. на должность главы района (аймака) МО «Шебалинский район». При проведении рабочей группой повторной проверки установлена недействительность 33 подписей, что составляет 14,3% от количества представленных подписей.

Вместе с тем, судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции о том, что 7 подписей из 33, а именно избирателей С.О.И. (подпись № 1 лист 7), Т.А.Я. (подпись № 3 лист 7), С.А.А. (подпись № 2 лист 21), С.Р.М. (подпись № 4 лист 25), Б.О.В. (подпись № 2 лист 26), К.И.Н. (подпись № 3 лист 32), И.В.М. (подпись № 5 лист 42) являются действительными.

В связи с тем, что для регистрации в качестве кандидата на должность главы района (аймака) МО «Шебалинский район» требуется 209 подписей, а в итоге выявлено недействительных 26 подписей, что составляет 11,3% от количества представленных подписей, суд первой инстанции, руководствуясь подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 14 ст. 25 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 г. № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай», пришел к правильному выводу о законности отказа Телесову А.Е. в регистрации в качестве кандидата на должность главы района (аймака) МО «Шебалинский район» и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы кассатора о том, что ни избирательной комиссией, ни судом не проверены на действительность оставшиеся 14 подписей избирателей в подписных листах, не заслуживают внимания, поскольку на действительность и достоверность территориальной избирательной комиссией Шебалинского района были проверены все подписи избирателей в подписных листах, представленных Телесовым А.Е., что объективно усматривается из материалов дела.

Иные доводы Телесова А.Е., изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и в оспариваемом судебном постановлении им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться у судебной коллегии оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 26 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Телесова А.Е. – без удовлетворения.

         Председательствующий                                            М.В. Алексина

         Судьи                                                                          И.В. Солопова

                                                                                              Э.В. Ялбакова