Председательствующий – Машкова О.И. Дело № 33-627
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2011 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Алексиной М.В.
судей – Сумачаковой Н.И., Ялбаковой Э.В.
при секретаре – Тогочаевой К.А.
с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Республики Алтай Тупикина В.В. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 18 июля 2011 года, которым
исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай удовлетворены частично.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Шевченко А.В. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Капишниковой И.А. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейка.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Губиной Н.А. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Губиной Н.А. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек отказано.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Кандараковой Н.К. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубль <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Пахаевой Н.Ф. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейка.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Красиковой Н.И. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Красиковой Н.И. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек отказано.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Кайгородовой И.А. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Кайгородовой И.А. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей отказано.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Грачевой Т.Ю. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Грачевой Т.Ю. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек отказано.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Желтяковой В.О. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (двадцать четыре тысячи двести тридцать восемь) рублей <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Желтяковой В.О. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек отказано.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Сумачаковой А.С. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копейка.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Евстроповой Т.И. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля.
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Евстроповой Т.И. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей отказано.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Кузнецовой В.С. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Кузнецовой В.С. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка отказано.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Кудриной О.В. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Фоменко О.Н. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубль <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Михайловой Л.В. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Герциг В.В. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейки.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Барбачаковой З.С. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Трушкоковой С.Е. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Трушкоковой С.Е. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек отказано.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Тудуевой Г.Г. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Серых Е.А. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейки.
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Серых Е.А. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки отказано.
Заслушав доклад судьи Сумачаковой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Шевченко А.В., Капишниковой И.А., Губиной Н.А., Кандараковой Н.К., Пахаевой Н.Ф., Красиковой Н.И., Кайгородовой И.А., Грачевой Т.Ю., Желтяковой В.О., Сумачаковой А.С., Евстроповой Т.И., Кузнецовой В.С., Кудриной О.В., Фоменко О.Н., Михайловой Л.В., Герциг В.В., Барбачаковой З.С., Трушкоковой С.Е., Тудуевой Г.Г., Серых Е.А. к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и в счет возмещения платы за электроэнергию. Требования мотивированы тем, что указанные выше лица являются педагогическими работниками МОУ «Турочакская СОШ», имеют право на предоставление мер социальной поддержки, в виде поставки твердого топлива, возмещении платы за электроэнергию жилого помещения. Данные меры социальной поддержки Шевченко А.В., Капишниковой И.А., Губиной Н.А., Кандараковой Н.К., Пахаевой Н.Ф., Красиковой Н.И., Кайгородовой И.А., Грачевой Т.Ю., Желтяковой В.О., Сумачаковой А.С., Евстроповой Т.И., Кузнецовой В.С., Кудриной О.В., Фоменко О.Н., Михайловой Л.В., Герциг В.В., Барбачаковой З.С., Трушкоковой С.Е., Тудуевой Г.Г., Серых Е.А. были предоставлены не в полном объеме.
Суд принял вышеизложенное решение, об отмене которого, направлении дела на новое рассмотрение просит в кассационной жалобе представитель Министерства финансов Республики Алтай Тупикин В.В. В обоснование жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального права. Считает, что суд неправильно истолковал абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Судом не учтена правовая позиция Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года № 322-О-П. Взыскание с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В нарушение ч.4 ст. 67 ГПК РФ судом не приняты во внимание и не дана оценка доводам Минфина Республики Алтай о применении положений Бюджетного кодекса РФ в спорной ситуации. Судом не дана оценка применения положений ст. 1, ст. 152 БК РФ, которые определяют, что гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. Основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании выделения денежных средств для покрытия расходов по оплате электроэнергии являются положения п.п. 1 и 3 ст. 3, ст. 4 Закона Республики Алтай от 7 июля 2008 года «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай».
Проверив представленные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Тюхтеневой И.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права.
Согласно пунктам «е», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие принципы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координации вопросов здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 февраля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из преамбулы Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» следует, что настоящий Закон в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статьи 1 вышеуказанного Закона, в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за жилое помещение, в том числе плата по договору найма жилого помещения, входящего в частный жилищный фонд; плата за электроснабжение жилого помещения в части освещения; плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.
Возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м. общей площади жилого дома согласно приложения (п. 2 ст. 3 Закона РА № 78-РЗ). Из приложения к данному Закону следует, что норматив потребности для отопления 1 кв.м. жилья по Турочакскому району составляет 0, 319 куб.м. дров.
В соответствии с п. 3 статьи 3, ст. 4 настоящего Закона, возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения, осуществляется по установленным тарифам и показаниям приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и составляет 1,77 кВт/час в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Законе, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 июня 2009 года № 128 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно п. 2 вышеуказанных правил, меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации, в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку. В соответствии с п. 7 Правил расчет суммы компенсации производится в пределах розничной цены, установленной органами местного самоуправления. Компенсация предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи.
Судом первой инстанции установлено, что Шевченко А.В., Капишникова И.А., Губина Н.А., Кандаракова Н.К., Пахаева Н.Ф., Красикова Н.И., Кайгородова И.А., Грачева Т.Ю., Желтякова В.О., Сумачакова А.С., Евстропова Т.И., Кузнецова В.С., Кудрина О.В., Фоменко О.Н., Михайлова Л.В., Герциг В.В., Барбачакова З.С., Трушкокова С.Е., Тудуева Г.Г., Серых Е.А. работают педагогами в МОУ «Турочакская СОШ», следовательно, относятся к категории педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, однако, в связи с непредставлением топлива в полном объеме в 2009 - 2010 годах истицы были вынуждены приобретать твердое топливо за свой счет, о чем свидетельствуют договоры купли-продажи твердого топлива и закупочные акты от 2009, 2010 годов.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работавшим и проживающим в сельской местности, должно было осуществляется должным образом органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.
Таким образом, судебная коллегия находит правильным, основанным на нормах закона вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований Шевченко А.В., Капишниковой И.А., Губиной Н.А., Кандараковой Н.К., Пахаевой Н.Ф., Красиковой Н.И., Кайгородовой И.А., Грачевой Т.Ю., Желтяковой В.О., Сумачаковой А.С., Евстроповой Т.И., Кузнецовой В.С., Кудриной О.В., Фоменко О.Н., Михайловой Л.В., Герциг В.В., Барбачаковой З.С., Трушкоковой С.Е., Тудуевой Г.Г., Серых Е.А. к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании сумм задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате твердого топлива за счет казны Республики Алтай.
Доводы кассационной жалобы о неверном толковании абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» судебная коллегия находит несостоятельными, учитывая следующее.
Как следует из решения, суд, проанализировав федеральное и республиканское законодательство в области мер социальной поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, пришел к выводу, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Данный вывод основан на положениях ст. 4 Закона Республики Алтай N 78- РЗ от 07.07.2008 года «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», действующего на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которому финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. При этом п. 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377, предусматривается, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых именно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, так как согласно п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» предусмотрено несение расходов на эти цели из республиканского бюджета, которые подлежат компенсации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377.
Кассатор в жалобе указал, что в нарушение ч.4 ст. 67 ГПК РФ судом не приняты во внимание и не дана оценка доводам Минфина Республики Алтай о применении норм Бюджетного кодекса РФ в спорной ситуации. Судом не дана оценка положениям ст. 1, ст. 152 БК РФ, которые определяют, что гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции при принятии решения не руководствовался нормами бюджетного законодательства, поскольку, как правильно указано кассатором, в силу положений ст. 152 БК РФ гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. В данном же случае правоотношения между истцами и ответчиком возникли в результате нарушения прав истцов на обеспечение их бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, и, как следствие причинением им убытков, которые ими предъявлены ко взысканию с надлежащего ответчика.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 18 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства финансов Республики Алтай Тупикина В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Алексина М.В.
Судьи Сумачакова Н.И., Ялбакова Э.В.
Копия верна: