кассационное определение от 21.09.2011 года по делу о предоставлении жилья.



Председательствующий – Беспалова Т.Е.                                           Дело № 33-722

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2011 года                                                         г. Горно-Алтайск

         Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Алексиной М.В.

судей – Солоповой И.В., Ялбаковой Э.В.

при секретаре – Тогочаевой К.А.

с участием прокурора – Затеевой Т.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Бедаревой Л.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 апреля 2010 года, которым

Отказано в удовлетворении исковых требований Бедаревой Л.А. об обязании исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «город Горно-Алтайск» обеспечить жилым помещением площадью не ниже установленных норм вне очереди, как нуждающееся в жилье лицо льготной категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

               Заслушав доклад судьи Алексиной М.В., судебная коллегия

                                                     УСТАНОВИЛА:

Бедарева Л.А. обратилась в суд с иском к администрации МО «город Горно-Алтайск» о предоставлении жилья. Свои требования мотивирует тем, что отец Бедаревой Л.А., 27.09.1982 года рождения, Бедарев А.П., погиб 24.10.1992 г., ее мать, Дябина М.А., решением Чойского районного суда от 14.10.1993 г. лишена родительских прав в отношении Бедаревой Л.А., после чего несовершеннолетняя была направлена в ГОУ «Школа- интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Г.К. Жукова» для прохождения обучения. В 1997 г. по окончанию интерната истец поступила в среднее профессиональное училище № 58 г. Новосибирска, после окончания которого она вернулась на прежнее место жительства, то есть в г. Горно-Алтайск, где с 2000 г. по 2001 г. жила на квартире у знакомых. В настоящее время Бедарева Л.А. проживает в с. Аскат Чемальского района Республики Алтай в помещении, предоставленном ей работодателем. 15.12.2009 г. Бедарева Л.А. обратилась в администрацию г. Горно- Алтайска с заявлением, в котором просила поставить ее на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении, в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрацией МО «город Горно-Алтайск», но ей было отказано в постановке на учет, поскольку ее возраст более 23 лет. Однако Бедарева Л.А. не знала о своем праве на получение жилья вне очереди и поэтому своевременно не направила необходимые документы в жилищную комиссию при администрации г. Горно-Алтайска. Кроме того, данные документы должен был направить ее законный представитель, ГОУ «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Г.К. Жукова», что не было сделано. Кроме того, Бедарева Л.А. должна была быть обеспечена жилым помещением по окончанию училища № 58, то есть в 2000 году, а не поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как указано в ответе администрации г. Горно-Алтайска на ее заявление. Более того, законом не установлено, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями носит заявительный характер, и в случае не обращения с такого рода заявлением законного представителя или самого лица, отнесенного к категории детей-сирот, лишает его права получить жилое помещение. Само по себе ведение очереди из лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, представляется не правомерным, так как ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей» четко определены случаи внеочередного предоставления жилых помещений указанной категории граждан. Допустимо лишь ведение учета, как указанно в данном законе, лиц, у которых в будущем возникает такое право, право на внеочередное получение жилого помещения, например, по окончанию профессионального учреждения.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований просит в кассационной жалобе Бедарева Л.А. указывая, что при принятии решения суд не принял во внимание, что ее право на жилье, гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 40 Конституции РФ осталось нереализованным. С 1993 года она имела право пользоваться дополнительными гарантиями, а поскольку в указанный период времени Бедарева Л.А. была несовершеннолетней, она не имела право на подачу заявления о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В период обучения в Специальной (Коррекционной) общеобразовательной школе-интернат VIII вида г. Горно-Алтайска она должна была быть поставлена на учет как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения и по достижении возраста 18 лет обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Бедареву Л.А., полагавшую решение суда подлежащим отмене, заключение прокурора Затеевой Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и применил материальный закон, регулирующий спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусмотрена Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на основании заявлений граждан нуждающихся в жилых помещениях.

В преамбуле вышеуказанного Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ указано, что «Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет».

    В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Как установлено судом первой инстанции, Бедарева Л.А., 27 сентября 1982 года рождения, с 14 октября 1993 года осталась без попечения матери Дябиной М.А., отец умер 24 октября 1992 года.

Из справки от 11.02.2009 г. № 183 следует, что Бедарева Л.А. являлась воспитанницей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида и находилась на полном государственном обеспечении с 01.09.1989 года по 1997 год.

Также судом установлено, что с 01.09.1997 года по 14.05.1999 год Бедарева Л.А. обучалась в профессиональном училище № 58 г. Новосибирска, после окончания которого с 18 лет проживала в г. Горно-Алтайске до 2001 года. С 2001 года по 2009 год Бедарева Л.А. проживала в с. Чемал Чемальского района Республики Алтай.

    Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 г. № 316 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п. 2 данного Положения дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту жительства и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с п. 3 Положения обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья, а также предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа в том случае, если они состояли на учете нуждающихся в жилье до вышеуказанного возраста.

Поскольку судом установлено, что до достижения Бедаревой Л.А. возраста 23 лет ни она, ни образовательное учреждение, в котором она находилась в период с 1997 года по 1999 год, не обратились в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указанный вывод суда является обоснованным, сделан с учетом того, что гарантированная Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицами из их числа социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью распространяется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа вставших (постановленных) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им 23-летнего возраста, а Бедарева Л.А., как указано выше, на учет до достижения ею 23-летнего возраста поставлена не была. В связи с чем являются не основанными на положениях вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ доводы жалобы о том, что осталось нереализованным право на жилье, гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 40 Конституции РФ.

Иные доводы жалобы кассатора не имеют правового значения при определении законности оспариваемого судебного постановления, а потому не принимаются во внимание судебной коллегией.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

                   ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Бедаревой Л.А. – без удовлетворения.

              Председательствующий                                                             М.В. Алексина

Судьи                                                                                           И.В. Солопова

                                                     Э.В. Ялбакова