Председательствующий - Константинова И.Н. Дело № 33-898
№">КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 ноября 2011 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.
судей - Антуха Б.Е., Ялбаковой Э.В.
при секретаре - Тогочаевой К.А.
с участием прокурора - Затеевой Т.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе начальника Муниципального учреждения «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район» Н.А.Тыньковой на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 19 августа 2011 года, которым
исковые требования прокурора Майминского района в интересах Зиновьевой ФИО23, Скидан ФИО24 Бибиковой ФИО25, Беляевой ФИО26, Табакаевой ФИО27, Саргиной ФИО28, Колодзевой ФИО29, Соловьева ФИО30, Пьяновой ФИО31 удовлетворены.
Обязано Муниципальное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Муниципального образования «Майминский район» обеспечить (приобрести и доставить) педагогических работников:
Зиновьеву ФИО32, проживающую по адресу: <адрес>, недополученным твердым топливом (дровами) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб.м.;
Скидан ФИО33, проживающую по адресу: <адрес>, недополученным твердым топливом (дровами) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб.м.;
Бибикову ФИО34, проживающую по адресу: <адрес>, недополученным твердым топливом (дровами) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб.м.;
Беляеву ФИО35, проживающую по адресу: <адрес>, недополученным твердым топливом (дровами) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб.м.;
Табакаеву ФИО36, проживающую по адресу: <адрес>, недополученным твердым топливом (дровами) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб.м.;
Саргину ФИО37, проживающую по адресу: <адрес>, недополученным твердым топливом (дровами) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб.м.;
Колодзеву ФИО38, проживающую по адресу: <адрес>, недополученным твердым топливом (дровами) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб.м.;
Соловьева ФИО39, проживающего по адресу: <адрес>, недополученным твердым топливом (дровами) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб.м.;
Пьянову ФИО40, проживающую по адресу: <адрес> клин, <адрес>, недополученным твердым топливом (дровами) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб.м.
Заслушав доклад судьи Алексиной М.В., судебная коллегия
№">УСТАНОВИЛА:
Прокурор Майминского района обратился в суд в интересах Зиновьевой И.И. с иском к МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» (далее - МУ «УСЗН») об обязании обеспечить Зиновьеву И.И. недополученным твердым топливом (дровами) в количестве - <данные изъяты> куб.м., указав, что она является педагогическим работником МОУ «Усть-Мунинская СОШ», ей не предоставлено твердое топливо в количестве - <данные изъяты> куб.м. Аналогичные исковые требования заявлены прокурором в интересах педагогических работников МОУ «Усть- Мунинская СОШ», МОУ «Верх-Карагужская СОШ», которым недопоставлено твердое топливо (дрова): Скидан Е.М. в количестве - <данные изъяты> куб.м., Бибиковой С.Н. в количестве - <данные изъяты> куб.м., Беляевой Л.В. в количестве - <данные изъяты> куб.м., Табакаевой И.Д. в количестве <данные изъяты> куб.м., Саргиной Е.М. в количестве - <данные изъяты> куб.м., Колодзевой М.Е. в количестве <данные изъяты> куб.м., Соловьеву В.Б. в количестве <данные изъяты> куб.м., Пьяновой Н.В. в колчиестве <данные изъяты> куб.м. Впоследствии и.о. прокурора Майминского района Абатурова Н.А. уточнила исковые требования, просила обязать ответчика обеспечить названных выше педагогических работников недополученным твердым топливом (дровами) за 2009 год путем его приобретения и доставки.
Определением суда от 9 августа 2011 года вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился начальник МУ «УСЗН» Н.А.Тынькова, в кассационное жалобе просит отменить его и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что суд не принял во внимание всех обстоятельств дела, установленных в ходе судебного заседания, чем нарушил ст. 195 ГПК РФ. В соответствии со статьями 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона РА от 12.01.2006г. № 1-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда», ст.ст. 8, 8.1, 9 Устава МО «Майминский район» к полномочиям органов местного самоуправления не относится обеспечение твердым топливом педагогических работников, а лишь выплата компенсации расходов, понесенных ими на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Решение суда основано на действующей с 1 января 2011 года редакции абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», где предусмотрено право педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопление и освещение, а не получение льгот в натуральной форме, как это было предусмотрено в 2009 году. В решении суда указано на Закон РА от 7.06.2005 года №43-РЗ в редакции, действующей с 5 мая 2011 года, где для педагогических работников предусмотрены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в связи с чем судом сделаны неправильные выводы о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета. Судом не дана оценка применения положения ст.4 Закона РА от 07.07.2008г. № 78-РЗ, следовательно, указание в решении суда на обязание приобрести и доставить недополученное твердое топливо без перечисления денежных средств в МУ «УСЗН» из соответствующих финансовых органов, осуществляющих финансирование данных мер социальной поддержки, не может быть осуществлено. Согласно расходного расписания по МУ «УСЗН», письма Министерства финансов РА, Министерства труда и социального развития РА, субвенция на предоставление мер социальной поддержки некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай, предусмотренная в республиканском бюджете на 2011 год, в части, предусмотренной для педагогических работников, должна направляться исключительно на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам с 1 января 2011 года. В течение 2009, 2010, 2011 г.г. в Арбитражном суде Республики Алтай рассматривались исковые заявления организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании денежных сумм- убытков, составляющих компенсацию предоставления льгот педагогическим работникам в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Убытки были взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ, что подтверждается судебной практикой арбитражного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Затееву Т.А., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил закон, регулирующий правоотношения сторон.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.02.1992 года №3266-1 «Об образовании» пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Зиновьева И.И., Скидан Е.М., Бибикова С.Н., Беляева Л.В., Табакаева И.Д., Саргина Е.М., Колодзева М.Е., Соловьев В.Б., Пьянова Н.В. являются педагогическими работниками, относятся к категории работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения их в натуральном виде твердым топливом для отопления жилья.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями приведенной нормы, а также учитывая положения Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда», пришел к правильному выводу о том, что обязанность по обеспечению льгот по предоставлению жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что перед педагогическими работниками, в интересах которых обратился прокурор Майминского района, имеется задолженность за недопоставленное топливо за 2009 год, что подтверждается информацией Управления.
Таким образом, судом установлено, что педагогическим работникам, в интересах которых обратился прокурор Майминского района в суд с исковыми требованиями, меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, в виде обеспечения твердым топливом, не были предоставлены в полном объеме, в связи с чем судебная коллегия находит правильным, основанным на нормах ст. 55 Закона РФ «Об образовании», Закона Республики Алтай «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», вывод суда первой инстанции о нарушении прав педагогических работников Зиновьевой И.И., Скидан Е.М., Бибиковой С.Н., Беляевой Л.В., Табакаевой И.Д., Саргиной Е.М., Колодзевой М.Е., Соловьева В.Б., Пьяновой Н.В. и удовлетворении требований по предоставлению указанным лицам льготы по бесплатному отоплению в натуральной форме.
В этой связи судебная коллегия находит довод кассатора о нарушении судом нормы ст. 195 ГПК РФ безосновательным.
Как полагает кассатор, к полномочиям органов местного самоуправления не относится обеспечение твердым топливом педагогических работников, а лишь выплата компенсации расходов, понесенных ими на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Между тем, из п. 2.4 Положения о Муниципальном учреждении «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район», утвержденного Постановлением администрации МО «Майминский район» от 12 декабря 2008 года №1797, следует, что к задачам указанного учреждения относится организация работы по предоставлению льгот и привилегий гражданам льготных категорий, к числу которых относятся и педагогические работники, в связи с чем указанные выше доводы судебная коллегия находит несостоятельными.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда основано на действующей с 1 января 2011 года редакции абз 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», где предусмотрено право педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопление и освещение, а не получение льгот в натуральной форме, как это было предусмотрено в 2009 году, в решении суда указано на Закон РА от 7.06.2005 года №43-РЗ в редакции, действующей с 5 мая 2011 года, где для педагогических работников предусмотрены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в связи с чем судом сделаны неправильные выводы о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета, не влекут отмены оспариваемого решения, поскольку суд принял решение об обязании ответчика обеспечить (приобрести и доставить) педагогических работников твердым топливом в натуральной форме за 2009 год, согласно положениям федерального и республиканского законодательства, действовавшим в 2009 году.
Право педагогических работников на своевременное получение предоставленных им законом социальных льгот, не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия финансовых средств. В этой связи судебная коллегия не согласна с доводами кассатора о том, что указание в решении суда на обязание приобрести и доставить недополученное твердое топливо без перечисления денежных средств в МУ «УСЗН» из соответствующих финансовых органов, осуществляющих финансирование данных мер социальной поддержки, не может быть осуществлено, также как и с доводами о том, что согласно расходного расписания по МУ «УСЗН», письма Министерства финансов РА, Министерства труда и социального развития РА, субвенция на предоставление мер социальной поддержки некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай, предусмотренная в республиканском бюджете на 2011 год, в части, предусмотренной для педагогических работников, должна направляться исключительно на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам с 1 января 2011 года.
Не могут быть приняты во внимание доводы начальника Управления о существующей судебной практике Арбитражного суда Республики Алтай по взысканию убытков, составляющих компенсацию предоставления льгот педагогическим работникам в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ, поскольку Арбитражным судом Республики Алтай были удовлетворены иски организаций, предоставивших педагогическим работникам, имеющим льготы, жилищно-коммунальные услуги по отоплению и освещению на основании договоров и муниципальных контрактов, в то время как лицам, в интересах которых выступил прокурор Майминского района, льготы по бесплатному отоплению в виде поставки твердого топлива, Управлением не были обеспечены.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно, выводы решения им соответствуют, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 19 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Начальника Муниципального учреждения «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район» Н.А.Тыньковой – без удовлетворения.
Председательствующий - М.В.Алексина
Судьи - Б.Е.Антух, Э.В.Ялбакова
Копия верна: судья