кассационное определение от 20.12.2011 года по делу об обязании обеспечить твердым топливом.



Председательствующий – Красикова О.Е. Дело № 33-1042

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2011 года     г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Солоповой И.В.

судей – Ялбаковой Э.В., Антуха Б.Е.,

при секретаре – Каршенинниковой Е.Е.,

с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Отдела труда и социального развития администрации Чемальского района Рымарь Е.В. на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 07 ноября 2011 года, которым

удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Калановой Н.С. к Отделу труда и социального развития администрации Чемальского района об обязании обеспечить Каланову Н.С. твердым топливом, недополученным за 2008 и 2009 годы.

Возложена обязанность на Отдел труда и социального развития администрации Чемальского района в срок до 01 мая 2012 года обеспечить Каланову Н.С. твердым топливом, недополученным ею за 2008 год – дровами в количестве <данные изъяты> куб. метров и за 2009 год – дровами в количестве <данные изъяты> куб. метров и углем в количестве <данные изъяты> тонн.

Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Чемальского района Данилова Ю.В. в интересах Калановой Н.С. обратилась в суд с иском к Отделу труда и социального развития администрации Чемальского района об обязании обеспечить Каланову Н.С. твердым топливом, недополученным за 2008 и 2009 годы. Исковые требования мотивированы тем, что Каланова Н.С. является учителем химии и биологии «Бешпельтирской СОШ», что следует из трудовой книжки. По информации Отдела труда и социального развития администрации Чемальского района в связи с отсутствием финансовых средств истцу не поставлено за 2008 год дров в количестве <данные изъяты> м.куб., а также за 2009 год дров в количестве <данные изъяты> м.куб и <данные изъяты> тонн угля. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета. Федеральное законодательство сохраняет для граждан – работников образования – льготы в натуральной форме. При этом, ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическими работниками членов семьи. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничений или уменьшения объема этого права, субъектам Российской Федерации не представлено. Каланова Н.С. имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения ее в натуральном виде твердым топливом для отопления, которое до настоящего времени в полном объеме не реализовано.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований просит в кассационной жалобе представитель Отдела труда и социального развития администрации Чемальского района Рымарь Е.В., указывая, что Отдел труда и социального развития является органом администрации Чемальского района и его финансирование производится из средств бюджета муниципального образования «Чемальский район» в соответствии с установленным лимитом. Согласно Закона Республики Алтай № 1-РЗ от 12.01.2006 г. органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки граждан, установленных Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай», действие которого не распространяется на педагогических работников, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, культуры и искусства. Суд не принял во внимание пункт 3 Постановления Правительства РФ от 27.06.2003 г. № 377, в соответствии с которым Минфин России предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели. В 2008, 2009 годах Отдел свои обязательства в пределах выделенных денежных средств выполнил полностью. Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам является расходным обязательством Российской Федерации, а наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам направлено лишь на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению данной льготы. На основании ст.ст. 6, 84 БК РФ, п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 3, 4 Закона Республики Алтай 78-РЗ от 07.07.2008 г. считает, что бюджет муниципального образования не может отвечать по обязательствам государства. В бюджет Республики Алтай в 2008, 2009 годах денежные средства на указанные цели не поступали, в бюджете муниципального образования также на эти цели денег нет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Тюхтеневу И.М., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил закон, регулирующий правоотношения сторон.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.02.1992 года № 3266-1 «Об образовании» пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что истец является педагогическим работником, тем самым она относится к категории работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения их в натуральном виде твердым топливом для отопления жилья.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями приведенной нормы, а также учитывая положения Закона Республики Алтай от 07.07.2008 г. № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», действующего на момент возникновения спорных правоотношений, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по обеспечению льгот по предоставлению жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что перед педагогическим работником, в интересах которого обратился прокурор Чемальского района, имеется задолженность за недопоставленное топливо за 2008, 2009 годы.

Таким образом, судом установлено, что истцу меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, в виде обеспечения твердым топливом, не были предоставлены в полном объеме, в связи с чем судебная коллегия находит правильным, основанным на нормах ст. 55 Закона РФ «Об образовании», Закона Республики Алтай «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» вывод суда первой инстанции о нарушении прав данного педагогического работника и удовлетворении требований по предоставлению указанному лицу льготы по бесплатному отоплению в натуральной форме.

Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам являются расходными обязательствами Российской Федерации и должны финансироваться за счет средств федерального бюджета, однако денежных средств на эти цели в 2008, 2009 годах выделено недостаточно для покрытия всех расходов. В этой связи судебная коллегия отмечает, что право педагогических работников на своевременное получение предоставленных им законом социальных льгот, не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия финансовых средств.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно, выводы решения им соответствуют, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено, оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 07 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Отдела труда и социального развития администрации Чемальского района Рымарь Е.В. – без удовлетворения.

Председательствующий – Солопова И.В.     

    Судьи – Ялбакова Э.В., Антух Б.Е.

    Копия верна: