кассационное определение от 14.12.2011 года по делу об обязании обеспечить приобретение и доставку твердого топлива.



Председательствующий – Константинова И.Н. Дело № 33-1010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2011 года г. Горно-Алтайск        

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Солоповой И.В.

судей – Ялбаковой Э.В., Антуха Б.Е.

при секретаре – Тогочаевой К.А.

с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.

        рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе начальника Муниципального учреждения «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район» Тыньковой Н.А. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 13 октября 2011 года, которым

    удовлетворены исковые требования прокурора Майминского района Республики Алтай в интересах Суртаевой ФИО20, Поповой ФИО21, Суртаевой ФИО22, Лючинша ФИО23, Стрюк ФИО24, Палагиной Е.А..

Возложена обязанность на Муниципальное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Муниципального образования «Майминский район» приобрести и доставить педагогическим работникам:

Суртаевой Н.П., проживающей по адресу: <адрес>, недополученное твердое топливо (дрова) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб. м.;

Поповой А.Л., проживающей по адресу: <адрес> недополученное твердое топливо (дрова) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб. м.;

Суртаевой Е.С., проживающей по адресу: <адрес> недополученное твердое топливо (дрова) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб. м.;

Лючинша А.П., проживающей по адресу: <адрес> недополученное твердое топливо (дрова) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб. м.;

Стрюк А.Н., проживающей по адресу: <адрес> недополученное твердое топливо (дрова) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб. м.;

Палагиной Е.А., проживающей по адресу: <адрес>, недополученное твердое топливо (дрова) за 2009 год в количестве - <данные изъяты> куб. м;

         Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    

        Прокурор Майминского района обратился в интересах Суртаевой Н.П. в суд с иском к МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» об обязании обеспечить приобретение и доставку твердого топлива Суртаевой Н.П. в количестве <данные изъяты> куб.м., мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг льготной категории граждан по заявлению Суртаевой Н.П., являющейся педагогическим работником МОУ «Бирюлинская СОШ», в связи с тем, что ей не предоставлено льготное топливо. Проверка показала, что за 2009 год Суртаевой Н.П. не предоставлено твердое топливо в полном объеме, а именно недопоставлено <данные изъяты> куб.м. дров. Прокурор обратился в суд и просит обязать Муниципальное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» обеспечить приобретение и доставку твердого топлива в количестве <данные изъяты> куб.м. дров с учетом стоимости доставки Суртаевой Н.П.

Аналогичные исковые требования с аналогичными обоснованиями были заявлены прокурором Майминского района в интересах педагогических работников МОУ «Бирюлинская СОШ», которым недопоставлено твердое топливо (дрова): Поповой А.Л. в количестве <данные изъяты> куб.м.; Суртаевой Е.С. в количестве <данные изъяты> куб.м., Лючинша А.П. в количестве <данные изъяты> куб.м.; Стрюк А.Н. в количестве <данные изъяты> куб.м.; Палагиной Е.А. в количестве <данные изъяты> куб.м..

Определением Майминского районного суда Республики Алтай от 23 августа 2011 года вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В этой связи исполняющим обязанности прокурора Майминского района Абатуровой Н.А. уточнены исковые требования, просила обязать МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» приобрести и доставить твердое топливо (дрова): Суртаевой Н.П. в количестве <данные изъяты> куб.м.; Поповой А.Л. в количестве <данные изъяты> куб.м.; Суртаевой Е.С. в количестве <данные изъяты> куб.м., Лючинша А.П. в количестве <данные изъяты> куб.м.; Стрюк А.Н. в количестве <данные изъяты> куб.м.; Палагиной Е.А. в количестве <данные изъяты> куб.м..

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований просит в кассационной жалобе начальник МУ «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район» Тынькова Н.А., указывая, что суд не принял во внимание всех обстоятельств дела, установленных в ходе судебного заседания, чем нарушил ст. 195 ГПК РФ. В соответствии со ст.ст. 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Республики Алтай от 12.01.2006 г. № 1-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда», ст.ст. 8, 8.1, 9 Устава МО «Майминский район» к полномочиям органов местного самоуправления не относится обеспечение твердым топливом педагогических работников, а лишь выплата компенсации расходов, понесенных ими на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Судом не дана оценка применения положения ст. 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 г. № 78-РЗ, следовательно, указание в решении суда на обязание приобрести и доставить недополученное твердое топливо без перечисления денежных средств в МУ «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район» из соответствующих финансовых органов, осуществляющих финансирование данных мер социальной поддержки, не может быть осуществлено. Согласно расходного расписания по МУ «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район», письма Министерства финансов Республики Алтай, Министерства труда и социального развития Республики Алтай, субвенция на предоставление мер социальной поддержки некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай, предусмотренная в республиканском бюджете на 2011 год, в части предусмотренной для педагогических работников, должна направляться исключительно на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам с 1 января 2011 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Тюхтеневу И.М., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил закон, регулирующий правоотношения сторон.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.02.1992 года № 3266-1 «Об образовании» пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что Суртаева Н.П., Попова А.Л., Суртаева Е.С., Лючинша А.П., Стрюк А.Н., Палагина Е.А. являются педагогическими работниками, относятся к категории работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения их в натуральном виде твердым топливом для отопления жилья.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями приведенной нормы, а также учитывая положения Закона Республики Алтай от 07.07.2008 г. № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», пришел к правильному выводу о том, что обязанность по обеспечению льгот по предоставлению жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что перед педагогическими работниками, в интересах которых обратился прокурор Майминского района, имеется задолженность за недопоставленное топливо за 2009 год, что подтверждается информацией Управления.

Таким образом, судом установлено, что педагогическим работникам, в интересах которых обратился прокурор Майминского района в суд с исковыми требованиями, меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, в виде обеспечения твердым топливом, не были предоставлены в полном объеме, в связи с чем судебная коллегия находит правильным, основанным на нормах ст. 55 Закона РФ «Об образовании», Закона Республики Алтай «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» вывод суда первой инстанции о нарушении прав педагогических работников Суртаевой Н.П., Поповой А.Л., Суртаевой Е.С., Лючинша А.П., Стрюк А.Н., Палагиной Е.А. и удовлетворении требований по предоставлению указанным лицам льготы по бесплатному отоплению в натуральной форме.

В этой связи судебная коллегия находит довод кассатора о нарушении судом нормы ст. 195 ГПК РФ безосновательным.

Как полагает кассатор, к полномочиям органов местного самоуправления не относится обеспечение твердым топливом педагогических работников, а лишь выплата компенсации расходов, понесенных ими на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Между тем, из п. 2.4 Положения о Муниципальном учреждении «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район», утвержденного Постановлением администрации МО «Майминский район» от 12 декабря 2008 года № 1797, следует, что к задачам указанного учреждения относится организация работы по предоставлению льгот и привилегий гражданам льготных категорий, к числу которых относятся и педагогические работники, в связи с чем указанные выше доводы судебная коллегия находит несостоятельными.

Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда основано на действующей с 1 января 2011 года редакции абз 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», где предусмотрено право педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопление и освещение, а не получение льгот в натуральной форме, как это было предусмотрено в 2009 году, в решении суда указано на Закон Республики Алтай от 07.06.2005 г. № 43-РЗ в редакции, действующей с 5 мая 2011 года, где для педагогических работников предусмотрены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в связи с чем судом сделаны неправильные выводы о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета, не влекут отмены оспариваемого решения, поскольку суд принял решение об обязании ответчика обеспечить (приобрести и доставить) педагогических работников твердым топливом в натуральной форме за 2009 год, согласно положениям федерального и республиканского законодательства, действовавшим в 2009 году.

Право педагогических работников на своевременное получение предоставленных им законом социальных льгот, не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия финансовых средств. В этой связи судебная коллегия не согласна с доводами кассатора о том, что указание в решении суда на обязание приобрести и доставить недополученное твердое топливо без перечисления денежных средств в МУ «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район» из соответствующих финансовых органов, осуществляющих финансирование данных мер социальной поддержки, не может быть осуществлено, также как и с доводами о том, что согласно расходного расписания по МУ «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район», письма Министерства финансов Республики Алтай, Министерства труда и социального развития Республики Алтай, субвенция на предоставление мер социальной поддержки некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай, предусмотренная в республиканском бюджете на 2011 год, в части предусмотренной для педагогических работников, должна направляться исключительно на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам с 1 января 2011 года.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно, выводы решения им соответствуют, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено, оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 13 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Муниципального учреждения «Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Майминский район» Тыньковой Н.А. – без удовлетворения.

Председательствующий – Солопова И.В.

    Судьи – Ялбакова Э.В., Антух Б.Е.

Копия верна: