Председательствующий – СУДЬЯ Дело № 33-115
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 февраля 2012 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Антуха Б.Е.,
судей - Имансакиповой А.О., Сарбашева В.Б.,
при секретаре - Тогочаевой К.А.,
с участием прокурора – Затеевой Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации МО «<адрес>» Сафронова С.С. на заочное решение <адрес> суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым
иск прокурора <адрес> в интересах Жерняк А.В. к администрации МО «<адрес>» удовлетворен.
Возложена обязанность на Администрацию муниципального образования «<адрес>» обеспечить Жерняк А.В. вне очереди жилым помещением путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья за счет субвенций бюджета Республики Алтай, предоставленных муниципальному образованию «<адрес>» для обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в размере стоимости 33 кв. метров жилья, в 2012 году.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <адрес> обратился в суд иском в интересах Жерняк А.В. к администрации МО «<адрес>» о понуждении предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение на условиях социального найма на территории <адрес> района Республики Алтай не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно - техническим требованиям, мотивируя исковые требования тем, что Жерняк А.В. отнесен к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет своего жилья, находится в очереди на его получение, но ответчик не предоставляет ему жилье во внеочередном порядке.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования, просил обязать администрацию МО «<адрес>» предоставить Жерняк А.В. субсидию на приобретение или строительство жилья за счет субвенций бюджета Республики Алтай, предоставленных муниципальному образованию «<адрес>» для обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в 2012 году.
Суд вынес вышеуказанное решение, отмене которого просит в кассационной жалобе представитель МО «<адрес>» Сафронов С.С., указывая, что действующим законодательством предусмотрено внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот, внеочередное обеспечение жилищными субсидиями не предусмотрено. Кроме того, Жерняк А.В. в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о получении жилищной субсидии не обращался.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Жерняк А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, прокурора Затееву Т.А., полагавшую решение подлежащим отмене, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Жерняк А.В. в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствующий список, учетный номер №.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ (п. 2 ч. 2 ст. 57), Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Жерняк А.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, что ответчиком не оспаривается.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316 (далее – Положение), обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья и предоставления жилого помещения по договору социального найма.Таким образом, законодательством Республики Алтай установлено, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления двумя путями: предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья или предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья указанной категории граждан является расходным обязательством Республики Алтай, поскольку предоставление такой субсидии федеральным законодательством не предусмотрено. Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья является дополнительной гарантией детям-сиротам, установленной Республикой Алтай как самостоятельным субъектом Российской Федерации, и осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению истцу субсидии на приобретение жилья, суд первой инстанции исходил из того, что Жерняк А.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он в соответствии с Положением имеет право на получение такой субсидии вне очереди.
Однако суд первой инстанции, разрешая дело, не учел тот факт, что пунктами 11 - 22 Положения установлен порядок предоставления жилищной субсидии, который является обязательным.
Так, согласно пунктам 15, 16, 18 Положения лицо, имеющее право на получение жилищной субсидии и изъявившее желание на ее получение, или его законный представитель, обращается с личным заявлением соответствующего содержания в орган местного самоуправления, ответственный за учет граждан. К заявлению прилагаются документы согласно п. 7 Положения и договор купли-продажи жилого помещения. Органом местного самоуправления, ответственным за учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, рассматривается заявление, изучаются представленные документы, после чего им выносится заключение о возможности предоставления жилищной субсидии или мотивированное решение об отказе. Жилищные субсидии предоставляются путем перечисления денежных средств продавцу жилого помещения на основании договора купли-продажи, зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> или застройщику жилья, отобранному на конкурсной основе муниципальным образованием.
Из материалов дела не следует, что Жерняк А.В. соблюден указанный порядок предоставления жилищной субсидии и судом ошибочно данное обстоятельство не определено как обстоятельство, имеющее значение для дела, поэтому судом первой инстанции допущено нарушение ч. 2 ст. 56, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ.
Кроме того, своим решением суд возложил на администрацию МО «<адрес>» обязанность предоставить Жерняк А.В. жилищную субсидию на приобретение жилья вне очереди.
Вместе с тем, действующим законодательством Республики Алтай не предусмотрено предоставление субсидии детям-сиротам на приобретение или строительство жилья вне очереди. Об этом не говорится и в вышеуказанном Положении, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года № 316.
Таким образом, вывод суда о внеочередном предоставлении Жерняк А.В., как лицу, состоявшему на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищной субсидии не основан на законе.
Судебная коллегия находит допущенные судом нарушения существенными, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон, в связи с чем судебное постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, установить, обращался ли Жерняк А.В. в орган местного самоуправления по месту своего жительства с заявлением о предоставлении именно жилищной субсидии, прилагались ли к этому заявлению документы, указанные в п. 7 Положения, и зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> (Управлении Росреестра по <адрес>) договор купли-продажи жилого помещения, принималось ли органом местного самоуправления мотивированное решение об отказе Жерняк А.В. в предоставлении субсидии на приобретение жилья, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение <адрес> суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий- Б.Е. Антух
Судьи - В.Б. Сарбашев
А.О. Имансакипова