Председательствующий - Кокшарова Е.А. Дело № 33 - 131
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ16 марта 2011 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Сумачаковой Н.И.
судей - Солоповой И.В., Антуха Б.Е.
при секретаре - Каршенинниковой Е.Е
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе заместителя начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Республики Алтай Рехтина А.Ф. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 января 2011 года, которым
исковое заявление Тютюковой Т.Л. к Управлению Пенсионного фонда России в г. Горно-Алтайске о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, удовлетворено.
Включен в специальный стаж для льготного назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период учебы Тютюковой Т.Л. в Иркутском педагогическом институте иностранных языков им Хо Ши Мина с 02.09.1980 года по 24.06.1985 года.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске назначить Тютюковой Т.Л. досрочную трудовую пенсию по старости со дня ее обращения к ответчику с заявлением о ее назначении, то есть с 18.10.2010 года.
Заслушав доклад судьи Сумачаковой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тютюкова Т.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в г. Горно-Алтайске (ГУ-УПФР в г. Горно-Алтайске) о признании права на установление пенсии досрочно, мотивируя требования тем, что она начала трудовую деятельность в должности учителя немецкого языка в августе 1979 года. В 1980 году поступила в Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков. С момента окончания института 1985 года и по настоящее время работает учителем иностранных языков. В 2010 года подала заявление в Управление Пенсионного фонда России в г. Горно-Алтайске о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. Однако Управление отказало ей в назначении пенсии.
Тютюкова Т.Л. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила включить время обучения в Иркутском государственном педагогическом институте иностранных языков с сентября 1980 года по июнь 1985 года в стаж педагогической деятельности, обязать Управление Пенсионного фонда России в г. Горно-Алтайске назначить пенсию, связанную с педагогической деятельностью с 18.10.2010 года (с даты подачи заявления).
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения просит в кассационной жалобе заместитель начальника ГУ-УПФР в г. Горно-Алтайске Рехтин А.Ф. указывая, что период обучения с 02.09.1980 года по 24.06.1985 года в Иркутском ГПИ иностранных языков подлежит исключению из подсчета специального стажа по педагогической деятельности, поскольку варианты подсчета досрочной трудовой пенсии, существующий в настоящее время, не предполагают зачет периодов обучения в педагогическую деятельность. В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 17.12.1959 года время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывалось в стаж по педагогической выслуге. Право на досрочную пенсию по старости может быть реализовано в рамках Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». У Тютюковой Т.Л. стаж на момент вступления нового пенсионного законодательства не был выработан, следовательно, применять порядок исчисления специального стажа по Закону от 14.07.1956 года правовых оснований не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил закон, регулирующий правоотношения сторон.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
П. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно материалам дела, 27 августа 1979 года Тютюкова Т.Л. принята на работу учителем немецкого языка в Боровскую 8-ю школу, 1 сентября 1980 года уволена в связи с поступлением на учебу в Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков, где в период с 02.09.1980 года по 24.06.1985 года проходила обучение. По окончании учебного заведения 15 августа 1985 года принята на работу на должность преподавателя немецкого языка, что подтверждается записью в трудовой книжке Тютюковой Т.Л. При этом судом установлено, что периоду обучения истца в Иркутском государственном педагогическом институте иностранных языков непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Таким образом, согласно требованиям, предусмотренным п. 2 вышеуказанного Положения, период обучения Тютюковой Т.Л. в Иркутском государственном педагогическом институте иностранных языков подлежит включению в стаж работы Тютюковой Т.Л., поскольку ему непосредственно предшествовала педагогическая деятельность.
Учитывая, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии у Тютюковой Т.Л. имелся необходимый специальный стаж, суд обоснованно удовлетворил ее требования.
Как правильно указано судом первой инстанции, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В связи с тем, что на момент работы Тютюковой Т.Л. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, направленными на иное, неправильное толкование норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Республики Алтай Рехтина А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Сумачакова Н.И.
Судьи Солопова И.В., Антух Б.Е.
Копия верна: