Председательствующий - Кокшарова Е.А. Дело № 33-134
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ16 марта 2011 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Сумачаковой Н.И.,
судей - Солоповой И.В., Антуха Б.Е.,
при секретаре - Каршенинниковой Е.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Карионовой О.В. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 декабря 2010 года, которым
исковое заявление Губарева Ю.С. к Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай, Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Региональному отделу Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о взыскании денежных сумм удовлетворено частично.
Взысканы с Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Губарева Ю.С. денежная сумма в размере 40 225 (сорок тысяч двести двадцать пять) рублей и судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Отказано в удовлетворении исковых требований Губарева Ю.С. к Управлению Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 40 225 рублей и судебных расходов в сумме 10 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Сумачаковой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Губарев Ю.С. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебных заседаний, к Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Управлению Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о взыскании денежных сумм. В обоснование требований указал, что исполнял обязанности председателя ликвидационной комиссии Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай. Сложившиеся при этом правоотношения можно квалифицировать как договор на оказание услуг. В период исполнения названных обязанностей был командирован в г. Москва для участия в совещании. Расходы на эту командировку составили 49,3 тыс. руб. и были предусмотрены в ликвидационной смете расходов, утвержденной Минсельхозом России 17.08.2009 года. В связи с отсутствием на счете денежных средств на покупку билета к месту командировки и обратно, на проживание, услуги связи было потрачено 39 725 рублей. Кроме того, подлежали выплате суточные из расчета 500 рублей. По завершении командировки был представлен авансовый отчет на сумму 40 225 рублей, который в связи с отсутствием денежных средств оплачен не был. Финансирование ликвидационных мероприятий осуществлялось за счет средств федерального бюджета через главного распорядителя бюджетных средств - Минсельхоз России. Приказом Минсельхоза России от 26.10.2009 г. № 503 утверждена смета расходов на проведение ликвидационных мероприятий, сметой доходов и расходов, утвержденной 17.08.2009 года. Считает, что исходя из источника финансирования, получив распоряжение прибыть на совещание, он вправе был получить из средств, предназначенных на ликвидацию Управления денежные средства на командировку. Поскольку это право было нарушено, он потратил свои средства на эти цели и в силу ст. 15 ГК РФ возникшие убытки подлежат возмещению. При рассмотрении дела Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай ликвидировано. При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для расчета с кредиторами, субсидиарную ответственность по долгам такого учреждения несет собственник имущества - Российская Федерация. В соответствии с п.п. 12.1. п. 1 ст. 158 БК РФ от имени Российской Федерации субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств несет главный распорядитель бюджетных средств. Ранее Управление входило в структуру и было подведомственно Министерству сельского хозяйства РФ. Постановлением Правительства РФ № 31 полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны и использования животного мира переданы от Министерства сельского хозяйства РФ Министерству природных ресурсов и экологии РФ. Представителем этого органа на территории Республики Алтай является Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай. В связи с чем полагает, что главным распорядителем бюджетных средств в сфере охраны и использования животного мира в настоящее время является Министерство природных ресурсов и экологии РФ и его региональные подразделения.
Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 октября 2010 года производство по делу в отношении ответчика Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай прекращено в связи с его ликвидацией.
Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02 декабря 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Карионова О.В., просит решение суда отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Минприроды России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Губарева Ю.С. командировочных расходов и расходов на оплату услуг представителя и направить дело на новое рассмотрение. В жалобе указала, что в соответствии со ст.ст. 16, 166, 167, 168 ТК РФ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.10.2010 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» обязанность по оплате работнику командировочных расходов возникает у работодателя на основании трудового договора. Судом установлено, что Губарев Ю.С. в трудовых отношениях ни с Минсельхозом России, ни с Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай не состоял. Минсельхоз России распоряжение о командировке Губарева Ю.С. не издавал. Решение о поездке было принято Губаревым Ю.С. самостоятельно. Факт заключения между Губаревым Ю.С. и Минсельхозом России гражданско-правового договора, в котором определены полномочия, права и обязанности сторон, в том числе порядок, сроки и размер вознаграждения, связанные с выполнением Губаревым Ю.С. функций председателя ликвидационной комиссии, судом также не установлен. Судом не установлено наличие обязательств Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай перед Губаревым Ю.С., а также их размер. Таким образом, обязанность Минсельхоза России возмещать расходы Губарева Ю.С., связанные с его поездкой в г. Москва, судом не доказана. Вывод суда о том, что к данным правоотношениям необходимо применять нормы о неосновательном обогащении являются необоснованными. Также являются незаконными выводы суда о том, что полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай перешли от Минсельхоза России к Минприроды России. Как указано в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2010 год, приведенной в Приложении 6 к Федеральному закону от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 года и на плановый период 2011 и 2012 годов», Минприроды России распределяет бюджетные ассигнования только на обеспечение деятельности подведомственных учреждений. Вместе с тем, распоряжением Правительства РФ от 27.01.2010 г. № 58-р «Об отнесении к ведению Минприроды России ряда федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России» утвержден перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России, и подлежащих передаче в ведение Минприроды России. Согласно указанному перечню ни Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай, ни его функции в ведение Минприроды России не передавались. Согласно Приказу Минприроды России от 21.07.2009 г. № 218 «Об утверждении перечня подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации распорядителей и получателей средств федерального бюджета» Минприроды России главным распорядителем бюджетных средств в отношении Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай не является.
В возражении на кассационную жалобу Губарев Ю.С. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Карионовой О.В. без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражение на нее, выслушав представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Карионову О.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя Министерства финансов Российской Федерации Тырышкина М.В., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Приказом Минсельхоза России от 28 февраля 2007 года № 148 назначены мероприятия по ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай. Приказом временно исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Российской Федерации С.А.А. от 04 марта 2009 года № 87 в вышеназванный приказ внесены изменения, которым в состав ликвидационной комиссии Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай введен и назначен председателем комиссии Губарев Ю.С.
6 и 7 августа 2009 года в Минсельхозе России состоялись совещания председателей ликвидационных комиссий Управлений по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных субъектов Российской Федерации, что следует из письма временно исполняющего обязанности директора Департамента лесного хозяйства России Л.М.В. При этом в данном письме указано, что участие председателей ликвидационных комиссий Управлений по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных субъектов Российской Федерации является обязательным.
Приказом от 04 августа 2009 г. № 01 Губарев Ю.С. направлен в командировку в Минсельхоз России в г. Москва для участия в совещании по вопросам проведения ликвидационных мероприятий сроком на 5 дней с 05 августа по 09 августа 2009 г.
В этой связи доводы жалобы представителя Минприроды России Карионовой О.В. о том, что решение о поездке было принято Губаревым Ю.С. самостоятельно, не могут быть приняты во внимание.
Как установлено судом, с целью участия в вышеназванном совещании и по причине отсутствия денежных средств на расчетном счете Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай, Губаревым Б.С. на личные денежные средства были приобретены авиабилеты следованием из г. Барнаул в г. Москва и обратно на общую сумму 26 040 рублей, с оплатой агентского сбора в сумме 500 рублей. В связи с проживанием в г. Москва в гостинице ООО «А» понесены расходы в размере 12 744 рубля. Расходы по упаковке багажа ООО «МГП» составили 200 рублей, услугам связи «Б» - 100 рублей, проезд в Московском метрополитене - 141 рубль. Кроме того, в авансовый отчет от 09.08.2009 г. включены командировочные в размере 100 рублей за одни сутки, итого 500 рублей за 5 суток. Общая сумма расходов Губарева Ю.С. составила 40 225 рублей, которая ответчиками в суде не оспаривалась.
На указанную сумму Губаревым Ю.С. в ликвидируемое Управление был предоставлен авансовый отчет от 09 августа 2009 года за № 01. При этом судом установлено, что названные расходы были предусмотрены в ликвидационной смете доходов и расходе, утвержденной директором Департамента лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 17 августа 2009 года.
Как следует из материалов дела, приказом временно исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.О.Н. от 26 октября 2009 года № 503 ликвидатором Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай был назначен К.В.В.
В связи с этим Губарев Ю.С. по акту приема-передачи от 12 ноября 2009 года передал К.В.В. документы, печати и штампы, в том числе авансовый отчет от 09 августа 2009 года (пункт 26 строка 3) и ликвидационную смету доходов и расходов от 17 августа 2009 года (пункт 23 строка 4). Но расходы, понесенные Губаревым Ю.С. в связи с командировкой в г. Москва для участия в совещании по вопросам проведения ликвидационных мероприятий, в размере 40 225 рублей в процессе проведения процедуры ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай вновь назначенным ликвидатором К.В.В. Губареву Ю.С. не возмещены.
Таким образом, с целью недопущения нарушения имущественных интересов Губарева Ю.С., суд пришел к правильному выводу о взыскании 40 225 рублей в его пользу.
Вместе с тем судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции о взыскании в пользу истца данной денежной суммы в качестве неосновательного обогащения, поскольку Министерство природных ресурсов и экологии Российская Федерация как главный распорядитель бюджетных средств не является приобретателем денежных средств, невыплаченных Губареву Ю.С., в смысле п. 1 ст. 1102 ГК РФ, так как денежная сумма в размере 40 225 рублей должна была быть выплачена Губареву Ю.С. до завершения процедуры ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай. До внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации данного Управления главным распорядителем бюджетных средств для этого учреждения являлось Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Однако данное обстоятельство само по себе не может повлечь отмену оспариваемого судебного постановления, так как денежная сумма в размере 40 225 рублей взыскана в пользу Губарева Ю.С. обоснованно.
Судебная коллегия считает, что невыплаченные Губареву Ю.С. 40 225 рублей являются для него убытками (реальным ущербом) в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ, поскольку Губарев Ю.С. понес утрату этих денежных средств вследствие выполнения возложенных на него обязанностей по ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что между сторонами имели место гражданско-правовые отношения, поскольку Губарев Ю.С. до назначения ликвидатором Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай его работником не являлся.
Как следует из материалов дела, срочный трудовой договор (контракт) на период ликвидации учреждения с Губаревым Ю.С. не заключался, а из приказа временно исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Российской Федерации С.А.А. от 04 марта 2009 года № 87 не следует, что он издан в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.Исходя из этого, можно сделать вывод, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации назначило ликвидатора в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 62).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Губарева Ю.С., правомерно исходил из того, что надлежащим органом государственной власти, который от имени Российской Федерации должен отвечать по обязательствам ликвидированного федерального бюджетного учреждения - Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай - является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которому постановлением Правительства РФ от 27.01.2010 г. № 31 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны и использования объектов животного мира» переданы функции и бюджетные ассигнования ликвидированного учреждения.
То обстоятельство, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2010 г. № 58-р «Об отнесении к ведению Минприроды России ряда федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России, и подлежащих передаче в ведение Минприроды России» Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай не было передано в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, не является основанием для освобождения данного органа государственной власти, которому переданы полномочия и функции, осуществляемые ликвидированным учреждением, от обязанности исполнить обязательства Российской Федерации перед кредиторами этого учреждения, к которым по вышеуказанным основаниям относится Губарев Ю.С.
Судом первой инстанции принято указанное решение и с учетом сложившейся практики арбитражного суда о взыскании с Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации денежных сумм в пользу кредиторов Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай.
При вышеустановленных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации как органу государственной власти Российской Федерации, поскольку оно не может отвечать по обязательствам перед Губаревым Ю.С. по тем основаниям, что данному министерству полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не передавались, следовательно, Министерство финансов Российской Федерации не обладает бюджетными ассигнованиями на эти цели.
Судом первой инстанции также обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай, утвержденного Приказом от 04.09.2009 г. № 250 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай, сокращенное наименование - Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Алтайского края и Республики Алтай, с региональным отделом, расположенным в г. Горно-Алтайске.
Управление подчиняется непосредственно Росприроднадзору, находится в оперативном подчинении Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу. Управление является правопреемником Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Алтай в отношении его обязательств по контролю и надзору, а также имущества и финансовых средств в соответствии с передаточным актом (п.п. 3.1., 3.2. Положения).
Из названного Положения следует, что Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай не является правопреемником Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай и не находится в прямом подчинении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, поэтому не может отвечать по обязательствам перед Губаревым Ю.С.
Взысканные в пользу истца на основании ст. 100 ГПК РФ расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей, судебная коллегия применительно к характеру и категории спора находит вполне справедливыми и разумными.
Доводы представителя Минприроды России Карионовой О.В., изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит необоснованными, направленными на освобождение представляемого ею министерства от гражданско-правовой ответственности перед Губаревым Ю.С.
При таких обстоятельствах судебная коллегия решение суда первой инстанции находит законным и обоснованным, принятым без существенных нарушений норм материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Карионовой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.И. Сумачакова
Судьи И.В. Солопова
Б.Е. Антух