Председательствующий – Кокшарова Е.А. Дело № 33-237
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2012 года г. Горно-Алтайск
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Алексиной М.В.,
судей – Ялбаковой Э.В., Антуха Б.Е.,
при секретаре – Тогочаевой К.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе директора Правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ – С.Ф. Вельмяйкина на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 19 января 2012 года, которым
удовлетворены исковые требования Черных Г.М. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральной налоговой службе России о защите пенсионных прав.
Возложена обязанность на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, Федеральную налоговую службу России, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации включить в стаж государственной гражданской службы Черных Г.М. периоды работы с 24.02.1968 года по 24.02.1971 года в должности экономиста Романовского райпотребсоюза и с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника Турачакского районного производственного объединения бытового обслуживания населения для назначения пенсии за выслугу лет.
Возложена обязанность на Пенсионный фонд Российской Федерации произвести перерасчет размера пенсии Черных Г.М. с учетом стажа государственной гражданской службы и выплатить Черных Г.М. недовыплаченную сумму пенсии со дня ее назначения – с 01 августа 2007 года.
Заслушав доклад судьи Антуха, апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черных Г.М. обратилась в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации о признании права на включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы с 24 февраля 1968 года по 24 февраля 1971 года в должности экономиста Романовского райпотребсоюза и с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника районного производственного объединения бытового обслуживания населения, возложении обязанности на ответчиков произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет. Требования мотивированы тем, что 15 июля 2007 года была уволена с работы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. По обращению в Пенсионный фонд РФ ей была начислена пенсия в размере <данные изъяты> руб., с расчетом которой она не согласна, поскольку в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет был включен только период работы в налоговых органах. Ссылаясь на Указ Президента РФ № 1413 от 17 декабря 2002 года, истец указывает, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды работы по отдельным должностям руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы. Данный период работы не должен превышать пять лет. У истца имеются такие периоды работы, однако они не были учтены при назначение ей пенсии. 26 октября 2007 года Черных Г.М. подала заявление в Федеральную налоговую службу о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы с 24 февраля 1968 года по 24 февраля 1971 год в должности экономиста Романовского райпотребсоюза и с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника районного производственного объединения бытового обслуживания населения. Документы истца были возвращены в связи с пропуском срока для обращения, установленного Порядком подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В связи с тем, что кадровой службой налогового органа Черных Г.М. не было разъяснено, что необходимо подать еще одно заявление о включении в стаж иных периодов работы, срок для обращения пропущен не по вине Черных Г.М., поэтому ее пенсионные права подлежат защите.
В последующем истец уточнила исковые требования, добавив к числу ответчиков Федеральную налоговою службу России, окончательно указав исковые требования в следующей редакции: включить в стаж государственной гражданской службы периоды работы с 24 февраля 1968 года по 24 февраля 1971 года в должности экономиста Романовского райпотребсоюза, с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника Турачакского районного производственного объединения бытового обслуживания населения для назначения пенсии за выслугу лет, возложить обязанность на Пенсионный фонд Российской Федерации произвести перерасчет размера пенсии с учетом стажа государственной службы и выплатить недовыплаченную сумму пенсии со дня назначения – с 1 августа 2007 года.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе директор Правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ Вельмяйкин С.Ф., указывая, что решение является незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Возложение судом обязанности на Управление ФНС России по Республике Алтай, ФНС России и Пенсионный фонд РФ включить в стаж Черных Г.М. иные периоды работы противоречит абз. 1 п. 10 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы. Суд, в нарушение ст. 10 Конституции РФ, вышел за пределы своих полномочий, подменив функции федеральных органов исполнительной власти, принял решение об обязании Минздравсоцразвития России включить периоды работы Черных Г.М. Суд первой инстанции решил вопрос не о рассмотрении заявления Черных Г.М. о включении в стаж для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы), а непосредственно о включении иных периодов в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования истицы, касающиеся даты перерасчета пенсии, поскольку факт обращения Черных Г.М. за перерасчетом пенсии за выслугу лет не подтвержден. Судом первой инстанции не применено постановление № 570, подлежащее применению по данному делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Черных Г.М. - Черникова П.П., возражавшего против доводов жалобы, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай - Шевченко Н.Е., полагавшую решение суда законным и обоснованным, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что суд первой инстанции, рассмотрев дело, пришел к выводу об удовлетворении требований Черных Г.М. об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, Федеральной налоговой службы России, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации включить в стаж государственной гражданской службы Черных Г.М. периоды работы с 24.02.1968 года по 24.02.1971 года в должности экономиста Романовского райпотребсоюза и с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника Турачакского районного производственного объединения бытового обслуживания населения для назначения пенсии за выслугу лет, а также возложил обязанность на Пенсионный фонд Российской Федерации произвести перерасчет размера пенсии Черных Г.М. и выплатить Черных Г.М. недовыплаченную сумму пенсии со дня ее назначения – с 01 августа 2007 года.
Апелляционная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции преждевременными, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что приказом руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ года № № Черных Г.М. была освобождена от должности руководителя Межрайонной ИМНС России № 3 по Республике Алтай и уволена 15 июля 2007 года по собственной инициативе в связи с выходом на государственную пенсию.
26 октября 2007 года Черных Г.М. подано заявление на имя руководителя Федеральной налоговой службы Мокрецова М.П. о включении в стаж государственной службы, дающей право на установление пенсии за выслугу лет, периодов работы с 24 февраля 1968 года по 24 февраля 1971 года в должности экономиста Романовского райпотребсоюза, с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника бытового обслуживания населения.
20 апреля 2010 года Черных Г.М. обратилась в УФНС по РА с просьбой сообщить о принятом решении Федеральной налоговой службой Российской Федерации. Черных Г.М. было сообщено, что ее заявление возвращено в Управление федеральной налоговой службы по Республике Алтай без рассмотрения 14 ноября 2007 года, поскольку пропущен срок для подачи документов предусмотренный п.10 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2004г. N 312 (далее Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы).
Из вышеизложенного следует, что основанием отказа в удовлетворении заявления Черных Г.М. о включении определенных периодов в стаж дающей право на установление пенсии за выслугу лет стало не рассмотрение её заявления по существу, а пропуск срока на подачу документов.
Черных Г.М. обжаловала данный отказ в суд. Суд первой инстанции, рассмотрев дело 13 апреля 2011 года, пришел к выводу о том, что требования Черных Г.М. о включении в стаж государственной гражданской службы периоды работы с 24 февраля 1968 года по 24 февраля 1971 года в должности экономиста Романовского райпотребсоюза, с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника Турачакского районного производственного объединения бытового обслуживания наседания для назначения пенсии за выслугу лет, и, следовательно, вытекающее из этого требование о возложении обязанности на Пенсионный фонд Российской Федерации произвести перерасчет размера пенсии с учетом стажа государственной гражданской службы и выплатить недовыплаченную сумму пенсии со дня ее назначения – с 1 августа 2007 года, удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока обращения, предусмотренный п.10 Порядка. Судебная коллегия по гражданским делам нашла данные выводы суда первой инстанции правильными, так как Черных Г.М. с указанным заявлением в установленный абз. 3 п. 10 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы трехмесячный срок не обратилась, а в восстановлении пропущенного срока для обращения с подобного рода заявлением решением Турачакского районного суда Республики Алтай от 16 августа 2010 года Черных Г.М. было отказано.
Решением Верховного Суда РФ от 24.05.2011 N ГКПИ11-410 абзац третий пункта 10 вышеуказанного Порядка был признан недействующим.
Учитывая данное обстоятельство, Президиум Верховного Суда Республики Алтай своим Постановлением от 11.10.2011г. отменил состоявшиеся судебные постановления по делу, и дело было направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции вынес вышеизложенное решение, из которого следует, что суд не учел того обстоятельства, что заявление Черных Г.М. о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы с 24 февраля 1968 года по 24 февраля 1971 года в должности экономиста Романовского райпотребсоюза, с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника Турачакского районного производственного объединения бытового обслуживания населения для назначения пенсии за выслугу лет не было предметом рассмотрения кем - либо из ответчиков по существу и по нему не было принято по сути решения об отказе Черных Г.М. в удовлетворении её требований о включении указанных периодов в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет.
Таким образом, на момент рассмотрения данного дела судом первой инстанции отсутствовало решение кого-либо из ответчиков, которым по существу было бы отказано в удовлетворении ходатайства Черных Г.М. о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы и которым нарушалось бы право истицы на перерасчет пенсии за выслугу лет.
В этой связи апелляционная коллегия полагает, что при отсутствии такого решения ответчиков или отказа в его принятии, суд первой инстанции преждевременно, в нарушение ст. 12 ГК РФ, рассмотрел требования Черных Г.М. об обязании Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, Федеральной налоговой службы России, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации включить в стаж государственной гражданской службы Черных Г.М. периоды работы с 24.02.1968 года по 24.02.1971 года в должности экономиста Романовского райпотребсоюза и с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника Турачакского районного производственного объединения бытового обслуживания населения для назначения пенсии за выслугу лет.
Данный вывод основан на том, что согласно ст. 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 года № 187-ФЗ) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 года № 1413, действовавшего на момент увольнения Черных Г.М. и ее обращений в ФНС России, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2003 года № 570 порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, а также разъяснения по вопросам применения Постановления о порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, утверждает Минздравсоцразвития РФ.
В силу п. 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 N 1648н и в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (далее - иные периоды), на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (далее - решение), согласованного с Министерством финансов Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (далее - заявление о включении иных периодов).
Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
К представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа прилагаются следующие документы: копия трудовой книжки, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного гражданского служащего, должностной регламент по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, документ, подтверждающий выполняемые трудовые (служебные) обязанности, возложенные по занимаемой должности (должностям), представленной (представленным) для рассмотрения (трудовой договор, должностная инструкция, иной документ), заявление о включении иных периодов, копия заявления о назначении пенсии за выслугу лет.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации для подготовки проекта решения и внесения его в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Принятое Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации решение, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, направляется в кадровую службу федерального государственного органа, направившего представление.
В случае несоответствия представления руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа или поступивших с ним документов требованиям, установленным пунктом 20 Перечня должностей либо пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих, и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации», в принятии решения отказывается.
Учитывая вышеизложенное апелляционная коллегия находит, что суд первой инстанции не мог принять решение об удовлетворении требований Черных Г.М., поскольку заявление Черных Г.М. о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы и перерасчет пенсии за выслугу лет не было рассмотрено в установленном порядке и по нему не было принято какое-либо решение по существу.
При таких обстоятельствах, суд, удовлетворяя требования истицы, не вправе был подменять государственные органы, которые уполномочены рассматривать вопросы, входящие в их компетенцию, в том числе и в отношении Черных Г.М. о включении в стаж работы иных периодов для назначения пенсии по выслуге лет и перерасчету пенсии.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований Черных Г.М. об обязании Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, Федеральной налоговой службы России, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации включить в стаж государственной гражданской службы Черных Галины Максимовны периоды работы с 24.02.1968 года по 24.02.1971 года в должности экономиста Романовского райпотребсоюза и с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника Турачакского районного производственного объединения бытового обслуживания населения для назначения пенсии за выслугу лет следует отказать.
Учитывая, что Черных Г.М. отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, то с учетом положений ст. 98 ГПК РФ ей следует отказать и во взыскании судебных расходов с ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 19 января 2012 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении требований Черных Г.М. о возложении обязанности на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, Федеральной налоговой службы России, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации включить в стаж государственной гражданской службы Черных Г.М. периоды работы с 24.02.1968 года по 24.02.1971 года в должности экономиста Романовского райпотребсоюза и с 30 сентября 1988 года по 30 сентября 1990 года в должности начальника Турачакского районного производственного объединения бытового обслуживания населения для назначения пенсии за выслугу лет и судебных расходов отказать.
Председательствующий – Алексина М.В.
Судьи – Ялбакова Э.В., Антух Б.Е.
Копия верна: