Председательствующий – Машкова Э.П. Дело № 33-210
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2012 года г. Горно-Алтайск
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Алексиной М.В.,
судей – Сарбашева В.Б., Имансакиповой А.О.,
при секретаре – Тогочаевой К.А.,
с участием прокурора – К.Л.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Совета депутатов МО «Сейкинское сельское поселение» Нестеренко С.В. на решение Чойского районного суда Республики Алтай от 22 декабря 2011 года, которым
удовлетворены требования прокурора Чойского района о признании решения сессии Сейкинского сельского Совета депутатов противоречащим ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ), Постановлению Правительства Республики Алтай от 18.04.2006 № 55, а также недействующим и не подлежащим применению.
Решение сессии Сейкинского сельского Совета депутатов от 14.09.2010 г. № 12-3 «Об утверждении норматива тепловой энергии на 1 кв.м. жилой площади в размере 0,0235 Гкал/м.кв. в месяц» признано противоречащим ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ), Постановлению Правительства Республики Алтай от 18.04.2006 № 55, а также недействующим и не подлежащим применению с 01 января 2011 года.
Постановлено, что в течение 10 дней по вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Чойские вести».
Заслушав доклад судьи Сарбашева В.Б., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чойского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании решения Сейкинского сельского Совета депутатов противоречащим ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ), Постановлению Правительства Республики Алтай от 18.04.2006 № 55, а также недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чойского района проведена проверка решения Сейкинского сельского Совета депутатов от 14.09.2010 г. № 12-3 «Об утверждении норматива тепловой энергии на 1 кв.м. жилой площади в размере 0,0235 Гкал/м.кв. в месяц», в ходе которой установлено, что данным решением утвержден норматив потребления (Гкал на 1 кв.м. в месяц) тепловой энергии в размере 0,235 Гкал/м.кв. в месяц, оно опубликовано в установленном порядке в районной газете «Чойские вести» № 38 (294) от 23 сентября 2010 года и вступило в законную силу. Названное решение противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан, так как в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг переданы в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с подп. 15 п. 3.2.1. Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 18.04.2006 № 55, Комитет устанавливает нормативы потребления по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, определяющихся степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, при отсутствии приборов учета. В нарушение вышеуказанных требований, представительным органом Сейкинского сельского поселения с превышением полномочий установлен норматив потребления тепловой энергии, что является незаконным.
В судебном заседании заместитель прокурора Т.У.Б. требования уточнила, просила признать решение сессии не подлежащим применению с 01 января 2011 года, в остальном требования поддержала в полном объеме, указав, что заключение на проект решения сессии от 14.09.2010 г. было вынесено без учета изменений в ст. 157 ЖК РФ. Положение о Комитете по тарифам Республики Алтай утверждено постановлением Правительства Республики Алтай от 18.04.2006 г. № 55, с указанного времени в его полномочия входит установление нормативов потребления по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, определяющихся степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, при отсутствии приборов учета.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Совета депутатов МО «Сейкинское сельское поселение» Нестеренко С.В., указывая, что вывод суда первой инстанции о том, что ответчику следовало обратиться с ходатайством о пересмотре нормативов на тепло в уполномоченный орган и ответчик не представил суду доказательств обращения с ходатайством об изменении тарифов в уполномоченный орган (Комитет по тарифам Республики Алтай), являются безосновательными, поскольку подп. 15 п. 3.2.1 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай вступил в силу 30 ноября 2010 года, а решение сессии Сейкинского сельского Совета депутатов № 12-3 было принято 14 сентября 2010 года, то есть на момент принятия этого решения полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг Комитет по тарифам Республики Алтай не обладал. Не согласен с решением суда первой инстанции о том, что Совет депутатов не имел полномочий по установлению норматива потребления тепловой энергии, так как в соответствии с п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. Согласно п. 2 данных Правил под уполномоченными органами понимаются органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению – органы государственной власти субъектов РФ. Суд первой инстанции превысил свои полномочия, признав оспариваемое решение органа местного самоуправления недействующим и неподлежащим применению, поскольку в ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд может только отменить или приостановить действие муниципальных правовых актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Совета депутатов МО «Сейкинское сельское поселение» Нестеренко С.В., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, прокурора К.Л.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Сейкинского сельского поселения Чойского района № 12-3 от 14.09.2010 г. утвержден норматив потребления (Гкал на 1 м.кв. в месяц) тепловой энергии в размере 0,0235 Гкал/м.кв. в месяц, который действует с 01 января 2011 года.
Разрешая дело и удовлетворяя требования прокурора, предъявленных в порядке ст.ст. 45, 251 ГПК РФ, суд первой инстанции правильно исходил из того, что данное решение № 12-3 Советом депутатов Сейкинского сельского поселения Чойского района 14 сентября 2010 года принято с нарушением федерального законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На день принятия Советом депутатов Сейкинского сельского поселения Чойского района решения № 12-3 об утверждении норматива потребления тепловой энергии (14 сентября 2010 года), ч. 1 ст. 157 ЖК РФ действовала в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 13 августа 2010 года.
Таким образом, на день принятия Советом депутатов Сейкинского сельского поселения Чойского района решения № 12-3, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг являлось полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления.
То обстоятельство, что органы местного самоуправления вправе устанавливать нормативы потребления тепловой энергии, не следует и из ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Ссылаясь в обоснование требований жалобы об отмене решения суда первой инстанции, представитель Совета депутатов Сейкинского сельского поселения Чойского района Нестеренко С.В. указал, что в соответствии с п. 13 ст. 18 Устава МО «Сейкинское сельское поселение Чойского района Республики Алтай» Совет депутатов имеет полномочия по определению порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Однако данный довод апеллятора не может быть принят во внимание, поскольку юридически значимым обстоятельством по рассматриваемому спору является наличие либо отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по установлению (утверждению) нормативов потребления коммунальных услуг, под которыми понимаются месячные (среднемесячные) объемы (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета, а не полномочий по установлению тарифов (цен) на эти услуги.
При таких обстоятельствах решение № 12-3 принято Советом депутатов Сейкинского сельского поселения Чойского района 14 сентября 2010 года с превышением своих полномочий, и суд первой инстанции правомерно признал его противоречащим ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.
Доводы жалобы апеллятора о том, что Совет депутатов Сейкинского сельского поселения Чойского района на основании п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, имел полномочия по утверждению норматива потребления тепловой энергии, несостоятельны в силу нижеследующих обстоятельств.
Согласно п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. При этом под «уполномоченными органами» понимаются органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению – органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Факт предоставления пунктом 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, органам местного самоуправления полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных услуг связан с тем, что на день утверждения Постановлением Правительства РФ данных Правил, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ действовала в редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, согласно которой утверждение нормативов потребления коммунальных услуг являлось полномочием органов местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из указанного следует, что после внесения изменений в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ, пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в части понятия «уполномоченные органы», изменений не претерпел, что привело к противоречию пункта 4 Правил с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, как кодифицированный Федеральный закон, имеет большую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства Российской Федерации, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, апелляционная коллегия находит подлежащим применению к спорным правоотношения положения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, а не п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции превысил свои полномочия, признав оспариваемое решение органа местного самоуправления недействующим и неподлежащим применению, так как согласно ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд может только отменить или приостановить действие муниципальных правовых актов, не могут быть приняты во внимание, поскольку настоящее заявление прокурором предъявлено в суд в порядке ст. 251 ГПК РФ, а дело рассматривалось и разрешалось судом первой инстанции по правилам главы 24 ГПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
То обстоятельство, что подп. 15 п. 3.2.2 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.04.2006 г. № 55, введен Постановлением Правительства Республики Алтай от 02.11.2010 г. № 237 после принятия Советом депутатов Сейкинского сельского поселения Чойского района решения № 12-3 от 14.09.2010 г., не может повлиять на отмену решения суда, поскольку, как установлено выше, данное решение органа местного самоуправления противоречит федеральному законодательству (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). Кроме того, в резолютивной части решения суда не постановлено, что решение Совета депутатов Сейкинского сельского поселения Чойского района № 12-3 от 14.09.2010 г. противоречить подп. 15 п. 3.2.2 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и тем самым указание судом в резолютивной части решения на противоречие решения органа местного самоуправления Постановлению Правительства Республики Алтай от 18.04.2006 г. № 55 не влияет на правильность принятого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чойского районного суда Республики Алтай от 22 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Совета депутатов МО «Сейкинское сельское поселение» Нестеренко С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Алексина
Судьи В.Б. Сарбашев
А.О. Имансакипова