Апелляционное определение от 11 апреля 2012 года по делу об отказе в признании права на постановку на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Председательствующий – Чертков С.Н.     Дело № 33-317

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2012 года г. Горно-Алтайск

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Алексиной М.В.,

судей – Ялбаковой Э.В., Антуха Б.Е.,

при секретаре – Т.К.А.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ивановой Н.В. на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 24 января 2012 года, которым

отказано в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.В., Сылбакова А.В. к администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с момента смерти С.Т.В.

Отказано в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.В., Сылбакова А.В. о признании незаконным бездействия органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «Шебалинский район», выразившегося в непостановке истцов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с момента смерти С.Т.В.

Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., апелляционная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иванова Н.В., Сылбаков А.В. обратились в суд с иском к администрации МО «Шебалинский район» о признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения и признании незаконным бездействия должностных лиц органа опеки и попечительства администрации МО «Шебалинский район», не осуществивших должных мер по их постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Исковые требования мотивированы тем, что они являются сиротами, их отец С.В.А. умер 15 мая 1981 года, мать С.Т.В. умерла 30 августа 1983 года. С момента смерти родителей они проживали совместно с опекуном Ш.В.Б., жилое помещение за ними не закреплялось. В 2006 году они обратились в администрацию МО «Шебалинский район» для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. То обстоятельство, что они не были своевременно поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обусловлено не их виной, а бездействием должностных лиц органа опеки и попечительства администрации Шебалинского района, которое является незаконным. Поэтому за ними сохранилось соответствующее право.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Иванова Н.В., указывая, что в соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. На момент смерти ее родителей она и ее брат были малолетними, поэтому не могли обратиться с заявлением о постановке на учет. Опекун этого не сделал, органы, ответственные за постановку на учет, также не предприняли никаких действий. До достижения 23 лет они не знали, что имеют право на жилье и данное обстоятельство не учтено судом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Сылбакова А.В., Иванову Н.В. и их представителя Васильева Н.И., поддержавших доводы жалобы в полном объеме, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и применил материальный закон, регулирующий спорные отношения сторон.

Судом первой инстанции установлено, что истцы Иванова (Сылбакова) Н.В. и Сылбаков А.В. являются детьми С.В.А. и С.Т.В., которые умерли 15 мая 1981 года и 30 августа 1983 года соответственно, что подтверждается свидетельствами о смерти серии I-ИЛ № 537829 от 24.05.2011 г. и серии I-ТО № 279757 от 01.09.1983 г. После смерти родителей над малолетними Сылбаковой Н.В., Сылбаковым А.В. было установлено опекунство и они проживали с Ш.В.Б.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 г. № 316 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п. 2 данного Положения дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту жительства и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с п. 3 Положения обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья, а также предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа в том случае, если они состояли на учете нуждающихся в жилье до вышеуказанного возраста.

Поскольку судом установлено, что до достижения Сылбаковым А.В., Ивановой (Сылбаковой) Н.В. возраста 23 лет после введение в действие Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» они не обратились в письменной форме в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, а постановка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет на получение жилья носит заявительный характер, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований.

На момент обращения за получением жилья возраст истцов превышал 23 лет, поэтому они утратили статус лиц из числа детей-сирот. В данном случае достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается субъективное материальное право. При таких обстоятельствах истцы не могут быть отнесены к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Кроме того, согласно содержащимся в материалах дела свидетельству о государственной регистрации права серии 02-АВ № 142492 от 14.10.2010 г. и справке сельской администрации МО «Барагашское сельское поселение» от 17.05.2011 г. № 291 Сылбакову А.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, указав, что нахождение данного жилого дома в ветхом состоянии не свидетельствует о наличии у Сылбакова А.В. права на получение жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку жилые помещения указанной категории граждан могут предоставляться лишь в случае отсутствия у них жилья, что следует из абз. 2 п. 1 ст. 8 названного Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.

Доводы жалобы Ивановой Н.В. о том, что на момент смерти ее родителей она и ее брат были малолетними, поэтому не могли обратиться с заявлением о постановке на учет, не могут быть признаны состоятельными, поскольку с письменным заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они могли обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства до достижения ими 23-х лет. Доказательств невозможности обращения Ивановой (Сылбаковой) Н.В. до 07 июля 2000 года и Сылбакова А.В. до 24 марта 2003 года с соответствующими заявлениями суду не предоставлено. То обстоятельство, что истцы не знали о своих правах на жилье, не влияет на правильность выводов суда, поскольку не может быть признано уважительной причиной пропуска срока.

Довод жалобы апеллятора о том, что органы, ответственные за постановку на учет, не предприняли никаких действий по постановке их на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не принимается во внимание апелляционной коллегии, поскольку данный довод надлежащим образом оценен судом первой инстанции, с которой не согласиться оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 24 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивановой Н.В. – без удовлетворения.

Председательствующий М.В. Алексина

Судьи Э.В. Ялбакова

Б.Е. Антух