Председательствующий – Завгородний А.В. Дело № 33-714
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2012 года г. Горно-Алтайск
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Солоповой И.В.,
судей – Шинжиной С.А., Антуха Б.Е.,
с участием прокурора – Кулеевой Л.В.,
при секретаре – Казандыковой Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Горно-Алтайска Насоновой М.Ю. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым,
удовлетворено исковое заявление прокурора города Горно-Алтайска в интересах Козловой Т.И. к исполнительно распорядительному органу местного самоуправления - Администрации города Горно-Алтайска о возложении обязанности предоставить жилое помещение;
на Администрацию муниципального образования «город Горно-Алтайск» возложена обязанность по предоставлению вне очереди Козловой Т.И. жилого помещения по договору социального найма в городе Горно-Алтайске Республики Алтай, площадью не менее установленных социальных норм, за счет средств бюджета Республики Алтай, выделенных на эти цели.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Горно-Алтайска в интересах Козловой Т.И. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «город Горно-Алтайск» (далее по тексту Администрация МО «г. Горно-Алтайск») о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что родители Козловой Т.И. лишены в отношении нее родительских прав, после чего Козловой Т.И. был назначен опекун - <данные изъяты> В период с 2009 по 2011 годы Козлова Т.И. обучалась в ГОУ НПО РА «Профессиональное училище <данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ Козлова Т.И. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядковый номер в списке очередников – 43. Козлова Т.И. является одинокой матерью, проживает у опекуна в двухкомнатной квартире, где кроме нее проживает еще шесть человек. Поскольку Козлова Т.И. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она обладает правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, которое возникло после окончания ею училища.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Администрации МО «г. Горно-Алтайск» Насонова М.Ю., в жалобе просит решение суда отменить, указывая, что действующим законодательством предусмотрены такие виды жилищных норм, как норма предоставления, учетная норма, социальная норма. Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. С учетом названной статьи ЖК РФ и в нарушение п. 24 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года №316, в резолютивной части решения суда указано, что жилое помещение должно быть предоставлено площадью не менее установленных социальных норм. Согласно п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 5,8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является отдельным государственным полномочием и может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями, при условии предоставления им субвенций на эти цели и только в их пределах. Указанные предписания развиты в ст. 86 БК РФ. Кроме того, вышеизложенная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года №2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита». Конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный Конституционным Судом РФ в указанных судебных постановлениях, является общеобязательным и исключает любое иное его толкование в правоприменительной практике. В п. 3.1.3 Приложения №1 к Закону Республики Алтай от 16.12.2011 года №80-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено выделение субвенций муниципальному образованию «г. Горно-Алтайск» на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2012 год в размере 14 371 рубля. На момент вынесения решения все средства республиканского бюджета, предоставленные муниципальному образованию «г. Горно-Алтайск» для исполнения в 2012 году государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа уже были использованы. Таким образом, у Администрации МО «г. Горно-Алтайск» отсутствуют полномочия и обязанности по обеспечению в 2012 году жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, то есть по исполнению государственных полномочий. Специальное законодательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не определяет преимуществ по получению жилья среди названной категории граждан, в связи с чем, внеочередное обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, желающих получить данную меру социальной поддержки через судебные органы, является злоупотреблением правом и ущемляет права других граждан, имеющих такой же статус и состоящих на учете. Кроме того, в Акте Контрольно-счетной палаты Республики Алтай от 30.05.2012 года, составленном по результатам проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано, что обеспечение жильем детей-сирот по решениям суда ущемляет права и законные интересы других граждан данной категории и создает негативную обстановку среди оставшихся детей-сирот, которые уже длительное время не могут получить жилое помещение.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МО «г. Горно-Алтайск» Тузикова А.Г., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, прокурора Кулееву Л.В., Козлову Т.И., возражавших относительно удовлетворения жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил нормы закона, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Козлова Т.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г<адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>. Родители Козловой Т.И. – <данные изъяты> и <данные изъяты> лишены в отношении нее родительских прав заочными решениями <данные изъяты> суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. Постановлением Администрации г. Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ № Козловой Т.И. назначен опекун – ХХХХ
В 2011 году Козлова Т.И. окончила ГОУ НПО Республики Алтай «Профессиональное училище <данные изъяты>», что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании, регистрационный №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Из искового заявления усматривается, что порядковый номер Козловой Т.И. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, - 43.
Согласно ответу Управления Росреестра по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора г. Горно-Алтайска на территории Республики Алтай за Козловой Т.И. не зарегистрированы права на жилье.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со статьей 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно руководствовался Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года №316, которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении. Так, пунктами 2, 3, 3.2 названного Положения установлено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, в соответствии с п.24 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Алтай обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Положением осуществляется органами местного самоуправления районов и городского округа Республики Алтай в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Тем самым, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на Администрацию МО «г. Горно-Алтайск» обязанности по предоставлению Козловой Т.И. жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными актами, является правильным.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Обязанность по предоставлению жилья не связывается законом и с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
В связи с вышеизложенным, доводы Администрации МО «г. Горно-Алтайск» об использовании в 2012 году средств, предусмотренных для обеспечения жилой площадью детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, о злоупотреблении Козловой Т.И. своими правами, поскольку оспариваемым решением суда, ущемляются права других граждан, имеющих такой же статус, что и Козлова Т.И. являются необоснованными.
Также апелляционная коллегия находит необоснованными доводы жалобы о том, что указание судом в резолютивной части решения об обязании ответчика предоставить жилое помещение площадью не менее установленных социальных норм не соответствует закону, хотя должно быть указано в пределах нормы предоставления жилого помещения, поскольку в ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что данная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, имея в виду норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленную ст. 50 ЖК РФ, в связи с чем нарушений закона судом при вынесении решения не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования «город Горно-Алтайск» Насоновой М.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Солопова
Судьи С.А. Шинжина
Б.Е. Антух