апелляционное определение об оставлении без изменения решения суда о предоставлении жилого помещения сироте



Председательствующий – Беспалова Т.Е. Дело № 33-715

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2012 года     г. Горно-Алтайск

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Ялбаковой Э.В.,

судей – Кокшаровой Е.А., Сарбашева В.Б.,

при секретаре – Каршенинниковой Е.Е.,

с участием прокурора – Кулеевой Л.В.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Горно-Алтайска Насоновой ФИО2 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 29 июня 2012 года, которым

исковые требования и.о. прокурора города Горно-Алтайска в интересах Моисеевой ФИО1 к исполнительно распорядительному органу местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска удовлетворены.

На администрацию муниципального образования «город Горно-Алтайск» возложена обязанность предоставить вне очереди Моисеевой ФИО1 жилое помещение по договору социального найма в <адрес>, площадью не менее установленных социальных норм, за счет средств бюджета Республики Алтай, выделенных на эти цели.

Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., апелляционная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора в интересах Моисеевой ФИО1 обратился в суд с иском к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска об обязании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на то, что Моисеева ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем обладает правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Моисеева ФИО1 воспитывалась в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, родители Моисеевой ФИО1 умерли. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в <данные изъяты>. Из списков, представленных в прокуратуру г. Горно-Алтайска отделом жилищной политики Администрации г. Горно-Алтайска следует, что Моисеева ФИО1 состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении условий с ДД.ММ.ГГГГ, порядковый номер в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещениями – . Таким образом, у Моисеевой ФИО1, как нуждающейся в жилом помещении, после окончания училища, то есть с ДД.ММ.ГГГГ возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Вместе с тем, до настоящего времени Моисеева ФИО1 жилым помещением по месту жительства не обеспечена. Моисеева ФИО1 обратилась в прокуратуру г. Горно-Алтайска с заявлением о защите ее нарушенных социальных прав, в связи с чем, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Определением суда от 15.06.2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов Республики Алтай.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Горно-Алтайска Насонова ФИО2, указывая на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 50, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, п. 24 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года № 316, обеспечение жилыми помещениями осуществляется в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, при этом в резолютивной части решения суда указано, что жилое помещение должно быть предоставлено площадью не менее установленных социальных норм, что не соответствует закону. С учетом пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ст.ст. 5, 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 86 БК РФ, правовой позиции КС РФ изложенной в Определениях № 250-О-П от 05.02.2009 года, № 2-П от 29.03.2011 года, Закона Республики Алтай от 16.12.2011 года № 80-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», поскольку на момент вынесения решения были использованы все средства республиканского бюджета, предоставленные МО «г. Горно-Алтайск» для исполнения в 2012 году государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поэтому у МО «г. Горно-Алтайск» в вышеуказанный период отсутствовали данные полномочия и обязанности. Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РА от 29.12.2006 года № 316 «Об утверждении Положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа» не предусмотрены преимущества по получению жилья льготной категории граждан – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому внеочередное обеспечение жильем Моисеевой ФИО1 по решению суда ущемляет права других граждан данной категории.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации г. Горно-Алтайска Тузикова ФИО3, поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, Моисееву ФИО1, прокурора Кулееву Л.В., возражавших относительно удовлетворения жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.

Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил нормы закона, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> (Моисеева после заключения брака) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Мать истца ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, после смерти матери истец являлась воспитанницей <данные изъяты>, находилась на полном государственном обеспечении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой выданной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из сведений представленных Управлением Росреестра по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ следует, что права Моисеевой ФИО1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.

Согласно выписке об объекте капитального строительства, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, на территории <адрес> жилые помещения за Моисеевой ФИО1 не числились.

В судебном заседании установлено, что Моисеева ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по категории «сироты», номер очереди – , что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Также из материалов дела усматривается, что Моисеева <данные изъяты> ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.

Удовлетворяя исковые требования, суд правильно руководствовался Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года № 316, которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении. Так, пунктами 2, 3, 3.2 Положения установлено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения до договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Кроме того, в соответствии с п. 24 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Алтай обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Положением осуществляется органами местного самоуправления районов и городского округа Республики Алтай в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на администрацию г. Горно-Алтайска обязанности по предоставлению Моисеевой ФИО1 жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными актами, является правильным.

Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

В связи с чем, доводы администрации города Горно-Алтайска об использовании средств в 2012 году по обеспечению жилой площадью детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, о злоупотреблении правом истца, поскольку это ущемляет права других граждан, имеющих такой же статус, являются необоснованными.

Также апелляционная коллегия находит необоснованными доводы жалобы о том, что указание судом в резолютивной части решения об обязании ответчика предоставить жилое помещение площадью не менее установленных социальных норм не соответствует закону, хотя должно быть указано в пределах нормы предоставления жилого помещения, поскольку в ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что данная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, имея в виду норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленную ст. 50 ЖК РФ, в связи с чем нарушений закона судом при вынесении решения не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 29 июня 2012 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации г. Горно-Алтайска Насоновой ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий - Э.В. Ялбакова

Судьи - Е.А. Кокшарова, В.Б. Сарбашев

Копия верна: